Между тем, по мнению ряда аналитиков, этим с одной стороны логичным поступком, государство стремится размыть долю владельца привилегированных акций. Ведь, после объединения, планируется провести допэмиссию.
Напомним, что уголовное дело по акциям «Транснефти» несколько раз то возбуждалось, то закрывалось. Дело в том, что в 1995 г. «Транснефть» выпустила 1,6 млн. привилегированных акций (25% уставного капитала), которые бесплатно получили 70 000 работников этой компании. В 1997 г. совет директоров «Транснефти» принял решение о «консолидации», и компания начала скупать распределенные бумаги. А уже весной 1998 г. бывшие владельцы акций заявили в правоохранительные органы о том, что их вынуждали продавать бумаги по заниженной цене. В первый раз торги акциями «Транснефти» приостанавливались на полтора года в 1999 году. В прошлом году Басманный суд Москвы по ходатайству Генпрокуратуры накладывал арест на все привилегированные акции «Транснефти» — операции с ними не проводились, биржевые торги прекращались. Более того, Генеральная прокуратура потребовала от брокерских домов раскрыть всех клиентов, которые владеют привилегированными акциями «Транснефти». Однако через 6 месяцев дело за давностью было закрыто и все вернулось на круги своя.
Уже тогда многие посчитали, что близкие к Кремлю структуры захотят выдавить неизвестного миноритария. Ведь после того, как «Интеррос» избавился от 20% акций «Транснефти», информация о том, кому они теперь принадлежат, остается тайной. Называются имена как Абрамовича, так и Дерипаски, но никто из них в своей причастности, к этим активам так и не признался.
Примечательно, что все эти скандалы проходили на фоне разговоров о слиянии «Транснефти» и «Транснефтепродукта». Одним из первых такую идею высказал президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, По его мнению, у объединенной компании появится возможность концентрировать и перераспределять финансовые и материальные ресурсы для развития наиболее важных транспортных направлений.
В настоящий момент «Транснефтепродукт» — государственный монополист по трубопроводной транспортировке нефтепродуктов в России и ближнем зарубежье. Общая протяженность принадлежащих ему магистральных нефтепродуктопроводов — 19,3 тыс. км. В состав холдинга входит десять транспортирующих обществ, в том числе восемь российских, одно белорусское и одно украинское. Кроме того, ТНП принадлежит 34% долей ООО «Латространс», осуществляющего транспортировку светлых нефтепродуктов по территории Латвии. Объем прокачки ТНП в 2004 году составил 27,4 млн. т, выручка — 12,5 млрд. рублей, прибыль до уплаты налогов — 4,9 млрд. рублей.
«Транснефть» также является монополистом на внутреннем рынке трубопроводной транспортировки нефти в Российской Федерации. Компания эксплуатирует сеть нефтепроводов протяженностью 48 тыс. км, 336 нефтеперекачивающих станций, 861 резервуар для хранения нефти общим объемом 14 млн. кубометров и 3 нефтяных терминала — в Новороссийске, Туапсе и Приморске.
По информации «Ведомостей», при объединении «Транснефти» надо будет провести дополнительную эмиссию акций. Причем, нынешнюю пропорцию между привилегированными и обыкновенными акциями менять нельзя, поэтому допэмиссия будет состоять из обоих видов бумаг.
Как сказал в беседе с обозревателем «Века» аналитик ИК «ВИКА» Алексей Павлов, «консолидация активов двух компаний вполне логична, так как по сути они выполняют две одинаковые функции. Одна транспортирует первичное сырье, а другая – нефтепродукты».
Действительно, в условиях того, что обеими структурами фактически владеет государство, их объединение вполне логично. Становится объяснимым и стремление прокремлевских структур лишить владельца «префов» его активов. По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, которое он высказал «Веку, «понятно, что при объединении будет проведена эмиссия как «префов», так и обыкновенных ценных бумаг, в результате чего доля владельца тех самых 20% будет размыта».