"Дешевый" бизнес "Евросети"

Сегодня Евросеть объявила о том, что ее оборот за 9 месяцев 2006 г. увеличился на 84% по сравнению с результатами за аналогичный период прошлого года: до $3,1. Сотрудники Евросети ходили по салонам сотовой связи и скупали там продукцию по розничным ценам.

В результате цены на аппараты необоснованно подорожали. Зато компания Чичваркина была спасена от разорения. Зато заманивать в свои магазины эта компания умеет. Причем способами, от которых нормальные люди приходят в ужас. Чтобы привлечь любителей халявы к открытию магазина на Тверской, Евросеть пообещала раздать 20 аппаратов Motorola C350 тем, кто согласится ради этого полностью раздеться.

Свой бизнес несостоявшийся экономист по управлению транспортом Евгений Чичваркин* начал в далеком 1991, во время учебы в институте. В то время молодой человек промышлял обыкновенной фарцовкой. Он занимался поставкой поддельных турецких ливайсов для столичных вещевых рынков. Как говорит сам предприниматель, главный принцип получения денег дешевле купить и быстрее продать он выработал для себя именно там. Там же и был заработан первый капитал будущего миллионера.

Вскоре Чичваркин вместе со своим приятелем Тимуром Артемьевым занялся сборкой популярных в то время телефонов с АОНом, а позднее молодые люди стали дилерами сотовой компании. А уже 1997г. открыли первую торговую точку, арендовав торговую площадь в магазине Электроника на Ленинском проспекте.

Реклама на веке

Когда в 2000г. предприниматели объявили о резком снижении цен на свою продукцию, они резко обошли многих своих конкурентов. Официально заявлялось, что Евросеть стала покупать продукцию у производителей. Однако это было не совсем так. Ходили разговоры, что Чичваркин со своим партнером занялись контрабандой. Злые языки утверждали, что трубки ввозились в Россию под видом шариков для пинг-понга.

Впрочем, умения обойти конкурента у Евросети не занимать. Все помнят, как в прошлом году у компании арестовали целую партию телефонов. Бизнес Чичваркина попал под реальную угрозу, так как ассортимент было повысить нечем. Находчивый предприниматель решил ударом по конкурентам спасти собственную компанию. Как писали многие СМИ, сотрудники Евросети ходили по салонам сотовой связи и скупали там продукцию по розничным ценам. В результате цены на аппараты необоснованно подорожали. Зато компания Чичваркина была спасена от разорения.

Понятно, что любая корпорация стремится к рентабельности, а также к тому, чтобы минимизировать налоги. К счастью для наших предпринимателей, в законе есть для этого масса дыр. Однако схемы, придумываемые в Евросети, порой вызывают возмущение даже у партнеров этой структуры. В преддверии размещения еврооблигаций на $150 млн. голландской компании Dalnink Holding N. V. (материнской оффшорной структуры Евросети), холдинг Чичваркина заказал аудит компании KPMG и решил переложить ее управленческую отчетность на международные стандарты. Когда западные бухгалтеры ознакомились с бумагами, то были просто шокированы. Аудиторы заявили, что, помимо 35 фирм, входящих в Евросеть, в течение 2004 года группа использовала целый ряд фирм, в которых не имела ни прямого, ни косвенного интереса, в целях минимизации налогов. KPMG не исключает, что у налоговиков могут возникнуть вопросы к Евросети, что может привести к доначислению налогов и предъявлению других обязательств.

Прошлогодний скандал, когда ФСБ совместно с милицией задержала партию серых телефонов, стала уже притчей во языцех. Выдвигалось много версий произошедшего, начиная с того, что Евросеть кто-то заказал, и заканчивая чеченским следом холдинга. После долгих препирательств с правоохранительными органами аппараты все же вернули. Однако дыма без огня не бывает. Как сказал в интервью Веку руководитель общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, в Евросети зачастую торгуют нерусифицированными и несертифицированными телефонами, которые ломаются через какое-то время, а потребители, купив такой аппарат, идут жаловаться к нам. Сервисные центры работают из рук вон плохо, в отношении потребителей допускается хамство и грубость, а наши граждане не знают своих прав.

Зато заманивать в свои магазины эта компания умеет. Причем способами, от которых нормальные люди приходят в ужас. Чтобы привлечь любителей халявы к открытию магазина на Тверской, Евросеть пообещала раздать 20 аппаратов Motorola C350 тем, кто согласится ради этого полностью раздеться. Идея поставить на неискоренимую любовь россиян к бесплатному оправдала себя на все сто: к часу Х у салона толпилось огромное количество полуобнаженных людей. Телефоны разлетелись за 15 минут, а на сайте компании появились фотографии доверчивых людей в неглиже. Что говорить о рекламной компании, в которой использовался слоган Евросеть. Цены просто ох. По словам Чичваркина, доход после этого вырос в два раза.

Сегодня холдинг, по утверждениям его главы, располагает самой крупной сетью в России. Наверное, поэтому предприниматель полагает, что может взять на себя право регулировать сотовый рынок страны. Так, в августе этого года руководство компании распорядилось снизить с 23 августа в своих салонах продажи телефонов Nokia и одновременно предписало своим сотрудникам пользоваться мобильниками других производителей. Директива, присланная в салоны связи, гласила: Телефоны Nokia должны стоять без описаний, на дальней полке, продаваться только в том случае, если покупатель настаивает.

Причем это не единичный случай, когда г-н Чичваркин хочет взять на себя роль координатора рынка. Общество по защите прав потребителей в области связи и телекоммуникаций (РОО) в прошлом году обратилось в ФАС, после того как получило несколько жалоб от москвичей, в которых сообщалось, что при выборе оператора сотовой связи в различных салонах Евросети покупателям настоятельно предлагалось подключиться к сети Билайн, тогда как сами покупатели такого желания не изъявляли. Кроме того, во все торговые точки компании была направлена инструкция следующего содержания: Подключать всех, но Билайна больше, намного больше! Сначала Билайн, потом другие. Это мы с вами решаем, услугами какого оператора будет пользоваться большая часть абонентов. Мы сила это надо доказать всем. Вот так скромно г-н Чичваркин взял на себя роль арбитра сотовой связи.

Владельцы Евросети преуспели во многом. И чего греха таить, свой бизнес они умеют строить. Дешевые телефоны сомнительного происхождения, циничные рекламные акции, хамство в сервисных центрах и, наконец, желание подмять под себя рынок вот на чем строится сегодня торговая сеть. Впрочем, чему удивляться. Когда-то г-н Чичваркин начинал фарцовщиком на рынке. В манерах поведения и способах ведения бизнеса ничего не изменилось.

*
Чичваркин Евгений Александрович внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Сибирский Таран на государство Дерипаска обставил Абрамовича