Над исследованием проводили работу Мартин Бэнкс и другие ученые из Университета Калифорнии. Они считают, что эффект усталости вызывается конфликтом схождения и аккомодации глаза.
Этот конфликт заключается в том, что при просмотре 3D-контента человеку необходимо фокусировать свои глаза и на плоскость экрана, и на изображенные предметы, которые могут находиться в виртуальной плоскости как позади, так и впереди экрана.
В исследовании согласились принять участие 24 добровольца. В результате эксперимента было выявлено несколько интересных закономерностей.
Все дело в том, что когда расстояние между глазами и 3D-экраном было небольшим, например, при просмотре фильма из смартфона, ноутбука или планшета, то участнику было сложнее воспринимать изображения, находящиеся ближе к нему (перед экраном). Если же изображение было за экраном (дальше от зрителя), то участнику было намного легче его воспринимать.
А при просмотре 3D-фильмов с большого экрана в кинотеатре ситуация менялась с точностью наоборот. Те изображения, которые выступали из экрана, зрители воспринимали намного легче, чем те, которые находились за плоскостью экрана. Все ощущения измерялись в соответствии с воздействием на нервную систему, и степенью усталости и напряжения глаз.
Ученые нашли еще одну закономерность в отношении влияния на глаза. Измерив всем участникам эксперимента уровень зрения, исследователи определили зависимость между индивидуальными параметрами каждого человека и дискомфортом, который они ощущали. Кстати, такая закономерность наблюдается и у тех, кто имеет различные нарушения зрения.
Ученые надеются, что их эксперимент стал только первой ступенькой в исследованиях этой области. Они считают, что именно в этом случае можно проследить встречу фундаментальной науки с прикладной. Возможно, с последующими исследованиями можно будет намного шире распространить сферу использования 3D-видео и других трехмерных технологий.
Исследователи считают, что производители 3D-систем должны принять во внимание данные исследования и в будущем давать возможность настраивать 3D-воспроизведение соответственно индивидуальным параметрам каждого человека.