Однако, с каждым годом его требуется все больше. По мере увеличения спроса, растут и цены на этот строительный материал. В прошлом году, к примеру, стоимость цемента выросла на 100 %.
Эксперты отмечают, что положение самой отрасли ухудшается. При этом цена на цемент все больше влияет на стоимость квадратного метра возводимых объектов. По подсчетам специалистов, в жилищном строительстве она уже составляет 12%. Ожидается, что в этом году цена на цемент увеличится еще в 1,5 раза.
Для ликвидации дефицита цемента правительственные чиновники пошли на увеличение его импорта. На 9 месяцев этого года снижены до нуля таможенные пошлины на ввозимый в страну импортный цемент. Однако, считают специалисты, этого недостаточно. Требуется строительство новых цементных заводов.
Хотя имеющаяся производственная база в отрасли загружена на 80-90%, она не может обеспечить строителей достаточным количеством цемента, поскольку используемое оборудование устарело. Степень его износа достигла 70%. Устарела и так называемая «мокрая» технология, являющаяся весьма энергозатратной и, следовательно, не имеющая возможности конкурировать с современными способами производства, которые используются за рубежом. Сейчас, по мнению специалистов, Россия достигла такой точки, когда максимально возможный уровень производства цемента сравнялся со спросом на рынке. И дальше нас ждет только рост дефицита и цен.
Специалисты также отмечают высокую монополизацию в производстве этого строительного материала. Например «Евроцемент групп» занимает 40,8% рынка. Но, в то же время, монополии, по свидетельству экспертов, уделяют значительное внимание модернизации оборудования, строительству новых предприятий, причем с учетом требований экологии. В настоящее время рентабельность цементной отрасли в целом можно сопоставить только с рентабельностью нефтяной и газовой отраслей.
Поскольку сейчас цементная промышленность едва сдерживает баланс спроса и предложения на рынке, можно утверждать, что в ближайшее время в связи с началом строительства объектов Олимпиады-2014 и автострады Москва-Хельсинки в России даст о себе знать острый дефицит цемента.
Прогнозируемая потребность этого строительного материала на 2011-2012 годы составляет 120 млн. тонн. Для ее удовлетворения, считают специалисты, необходимо построить новые заводы общей мощностью 140 млн. тонн цемента в год. Только в этом случае рынок цемента будет стабилизирован. При этом рентабельность производства цемента составит 15-20%, а не 40-60%, как сейчас.