Под поглощение попадут вначале аэропорты Шереметьево, Пулково, Емельяново (Красноярск), Толмачево (Новосибирск), и Кольцово (Екатеринбург).
Впервые создание единого госхолдинга озвучил еще пять лет назад Герман Греф. Тогда опасаясь монополизации рынка частными компаниями, он предложил создать государственное предприятие под крылом которого сконцентрировались бы ведущие перевозчики.
Жесткая конкуренция между аэропортами, постоянное переманивание друг у друга авиакомпаний в условиях стагнации, и при отсутствии серьезных стратегических инвесторов не оставляет иного выхода. Метания авиакомпаний между аэропортами не приносят стабильности ни одному из участников рынка. В частности, переходы Внуковских авиалиний из Внукова в Домодедово и обратно вызывали то рост, то падение пассажиропотока этих аэропортов чуть ли не на треть. В последнее время отчетливо проявилась новая тенденция в отношениях с авиаперевозчиками: авиакомпании все чаще предпочитают иметь дело не с одним аэропортом, как раньше, а с двумя или с тремя.
Ранее уже предпринимались попытки объединения аэропортовских комплексов на базе ФГУП Аэропорт Домодедово (инициатором тогда выступила авиакомпания Ист-Лайн, арендующая домодедовский комплекс). Однако решением суда, договор по которому терминал Домодедово и движимое имущества аэропорта было в 1997 году передано компании Ист Лайн был признан недействительным. Согласно ему, здание и движимое имущество аэропорта было передано ГУП Домодедовское производственное объединение гражданской авиации компании Домодедово-2, где ГУП получил 48,65% акций, а принадлежащая Ист Лайну Hacienda Investments Ltd.? 50,66%. После допэмиссий доля государства была размыта, и имущество было фактически приватизировано Ист Лайном.
Сейчас по всей видимости государство настроено решительно, и намерено вернуть себе все аэропорты. Как сказал Веку источник в Росавиации, новая концепция подразумевает перевод имущества с балансов аэропортов в государственное унитарное предприятие (ГУП), которое будет наделено полномочиями заключать договора аренды с аэропортами и подчиняться Минтрансу.
В настоящее время госреестре находится 383 аэродрома гражданской авиации. В 2005 году из них были отправлены 31 млн. пассажиров, почти половина приходится на московский авиаузел. Суммарная чистая прибыль 2,4 млрд руб., при этом прибыльны только 45 аэропортов. Росавиации подведомственны десять аэропортов в форме ФГУПов, 23 в форме АО.
В госсобственности находится неприватизируемое. Терминалами, как правило, управляют частные операторы, они же оказывают различные сервисные услуги.
В десятке крупнейших по объемам перевозок аэропортов России полностью государственными являются только ОАО Международный аэропорт Шереметьево (Москва), ФГУП Аэропорт Сочи и ФГУП Аэропорт Пулково (Петербург), государству также принадлежат контрольные пакеты в ОАО Аэропорт Толмачево (Новосибирск) и КрасЭйре, в состав которого входит красноярский аэропорт Емельяново.
Между тем, сегодня стало известно что Государственное предприятие Аэропорт Сочи включено в план приватизации на 2006 год. Такое распоряжение подписал премьер-министр России Михаил Фрадков. Ранее указом президента аэропорт был исключен из перечня стратегических предприятий. Аэропорт будет акционирован, после чего 100% его акций продадут на открытом аукционе. В госсобственности останутся только взлетно-посадочные полосы и светосигнальное оборудование.
Основным претендентами на покупку сочинского аэропорта являются структуры Олега Дерипаски, которым уже принадлежат аэропорты в Геленджике, Краснодаре и Анапе.
Конкуренцию компании Олега Дерипаски Базэл могут составить частные акционеры аэропорта Внуково. Кроме того, известно, что интерес к покупке проявляют в Аэрофлоте и Ренова Виктора Вексельберга, являющейся совладельцем екатеринбургского аэропорта Кольцово.
Как сказал Веку, источник близкий к Минтрансу, скорее всего кто-то готовит красивую комбинацию, благодаря которой в течении года госимущество будет приватизироваться, а через год выкупаться по завышенной цене. В результате, бизнес-структуры, и чиновники отвечающие за госсобственность заработают на этом неплохие барыши.
Как сказал в беседе с корреспондентом Века, чиновник одного из столичных аэропортов пожелавший остаться неизвестным, Создание структуры которая координировала бы аэропорты, вполне возможна. Дело в том что, из 380 российских аэропортов, половина работает всего несколько месяцев в году. Частный бизнес готов вкладываться в этот вид рынка, но вкладываться выборочно. Нельзя по прибыльности сравнивать такие терминалы как Сочи и Иваново. Между тем их надо содержать. Поэтому и возникло желание создать новый ФГУП. В настоящее время существует государственное предприятие которое ведает взлетно-посадочными полосами. Заниматься их ремонтом может только государство, а частный бизнес не имеет право инвестировать средства в этот вид деятельности. У государства денег нет. По этой причине большая часть взлетных полос в стране приходит в упадок. Если новая структура будет как-то координировать работу и ремонт аэропортов, это принесет пользу сказал чиновник.
Любопытно, что в настоящее время Минтранс рассматривает возможность, юридического объединения авиакомпаний в единую структуру на базе КрасЭйр, принадлежащей Борису Абрамовичу. Участники авиарынка сходятся во мнении, что реализация этого предложения позволит создать в России вторую по масштабам деятельности авиакомпанию после Аэрофлота. Сейчас в министерстве создана рабочая группа, которая устранит препятствующие будущему объединению факторы.
Если мечта руководителей Министерства транспорта осуществится, мы можем получить новую монополию аналогичную РЖД. Хорошо это или плохо, будет видно в будущем, однако по примеру железнодорожников ясно что любая структура объединенная в руках государства несет только расходы в бюджете, и не сколько не улучшает качество обслуживания пассажиров.