Законодательную инициативу подготовили парламентарии, входящие в транспортный комитет нижней палаты. Документ предусматривает внесение корректировок в Воздушный кодекс. Предполагается, что в РФ появится новый федеральный реестр. Вносить в него будут данные граждан, перевозка которых воздушным транспортом временно запрещена. Попадут в черный список пассажиры, которые ранее оказались на борту самолета и вели себя с нарушением базовых правил безопасности. Обязательным условием внесения лица в черный список является совершением им действий, которые сформировали либо осуществили угрозу для здоровья и жизни других пассажиров, либо сделали небезопасным полет судна в целом.
Правом внесения новых фигурантов в реестр наделят авиакомпании. Процесс по каждому лицу будет запускаться только в случае, если по факту нарушения экипаж лайнера подготовит соответствующий акт, завизированный командиром. Затем перевозчик направит бумагу в Росавиацию. Специалисты контрольного ведомства изучат документ, и при отсутствии претензий к нему на протяжении 5 рабочих дней фигурант акта пополнит черный список.
Внесенные в реестр лица на протяжении 3 лет не смогут ни пройти на борт лайнера, ни даже приобрести билет на свое имя, независимо от того, является выбранный маршрут внутренним либо международным. В порядке исключения дебоширам могут разрешить слетать на похороны членов семьи, либо отбыть при помощи авиасообщения на лечение. Также в законе пропишут другие исключительные случаи. База данных самолетных хулиганов будет размещена на портале Росавиации, а доступ к ней будут иметь все воздушные перевозчики.
Закреплять на уровне закона правила, которым обязаны следовать пассажиры самолетов, не планируется. Как ожидается, соответствующий акт будет носить статус подзаконного, а утвердит его Белый дом. Зато в Воздушный кодекс внесут возможность применения экипажами лайнеров специальных средств для сдерживания буйных пассажиров. Список этих средств тоже подготовит кабмин. Участники рынка авиаперевозок инициативу приветствуют. Они подчеркивают, что списки проблемных пассажиров давно следовало упорядочить и узаконить. Но, допускают специалисты, технически реализация нововведения может сопровождаться сложностями.