«Хортица» со слезой или слезы от «Хортицы»?

Удивительно быстро пространство российского Интернета заполонила реклама украинской водки «Хортица». В ней утверждается, что водка обладает «абсолютным качеством».

Как в связи с этим заявила «Веку» начальник управления контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Татьяна Никитина, «рекламу водки «Хортица» наше управление пока не анализировало, но, возможно, это произойдет в ближайшее время. Пока нельзя сказать, соответствует ли слоган «абсолютное качество» действительности или нет».

Тем не менее, как заявляет руководитель рекламной службы компании «Кристалл-Лефортово» Ольга Можаева, само выражение «абсолютное качество» ей нравится, «однако все производители водок придерживаются такого мнения о своей продукции». «И все, в конечном счете, качество оценивает потребитель - за ним и слово. Кроме того, есть рамки, которых следует придерживаться. Я думаю, что производители «Хортицы» учли все нюансы, связанные с законностью использования своего слогана в рекламной кампании», - подчеркивает Ольга Можаева.

Все до предела просто и понятно. Украинские производители водки «Хортица» относительно давно освоили нехитрую истину - реклама двигатель торговли, возможно, потому и разработали такой слоган, поскольку на строительство нового ликероводочного завода украинско-датская компания «Имидж холдинг» потратила аж $55 млн. И эти деньги надо оправдать. Представители ликероводочного завода «Хортица» безаппеляционно утверждают, что их водка «абсолютно экологически чиста» и демонстрируют сертификаты, выданные им Украинским НИИ медицинской реабилитации и курортологии и Всероссийским НИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности. Будто в России не известно, как «добываются» подобные сертификаты.

Реклама на веке

Сертификат свидетельствует о чистоте воды, используемой ЛВЗ «Хортица» для изготовления водки. Она же берется из источника, который находится на глубине 180 метров, и любые загрязняющие вещества попасть в него не могут, утверждают в компании. Между тем, еще в 1996 году украинские экологи заявили, что «экологическая ситуация в стране критическая». С тех пор, по свидетельствам украинских экологов, она только обострилась в связи со старением заводского оборудования, в частности на предприятиях Запорожья, близ которого построили ЛВЗ «Хортица». В то же время винокуры не объясняют, как на Украине удалось найти такое место, где на относительно небольшой глубине сохранилась «абсолютно чистая вода».

Сами же производители уверяют потенциального российского потребителя, что «абсолютное качество» - основной принцип компании». Они сообщают, что на заводе установлена уникальная фильтрующая линия и ведется семикратная очистка воды на молекулярном уровне с помощью редких минералов, которые закупаются в Нигерии, Мексике, России и других странах. Зачем же они идут на такие значительные затраты? Это - потрясающий секрет украинских производителей водки «абсолютного качества». Что же касается ЛВЗ «Хортица», то говорить об экологической чистоте сырья, идущего на изготовление водки, просто не приходится.

Еще в сентябре 2003 года, когда «Хортица» только начала проникать на российский рынок, главный инженер ЛВЗ Владимир Трубников в интервью украинскому деловому еженедельнику «Контракты» откровенно заявил: «Все начинается с воды. Считается престижным, неким доказательством высокого качества, использовать воду из скважины. Но после проведенных исследований специалисты завода пришли к выводу, что вода из скважины значительно хуже, чем натуральная днепровская, во всяком случае, в районе Запорожья. Можно, конечно, пользоваться водой из скважины: с такой установкой обратного осмоса, как у нас, можно и ее довести до нужных параметров, но это будет значительно дороже. Строго говоря, любую воду можно очистить и довести до нужной концентрации солей, даже морскую, но зачем, когда у нас есть такая мягкая и вкусная днепровская»...

Между тем, по заключениям украинских специалистов-экологов, район Запорожья находится на грани того состояния, которое определяется как «экологическая зона бедствия». По их данным, в этой зоне имеется 31 источник, но нет ни одного с относительно чистой водой. Поэтому не удивительно, что специалисты автономной некоммерческой организации «Союзэкспертиза» Торгово-промышленной палаты РФ в 2006 году, проведя комплексный анализ водок «Серебряная прохлада особая», «Платинум» и «Перцева с медом пекучая» (разновидности «Хортицы»), пришли к выводу, что продукция украинского завода может серьезно повредить здоровью.

Согласно экспертному заключению, представленные образцы были квалифицированы как «водка низкого качества». Запах, вкус и прозрачность водок, заявленных как образец «абсолютного качества», вызвали у экспертов большие подозрения. И это понятно, поскольку, по данным специалистов запорожского «Водоканала», в Днепр ежесуточно сбрасывается 280 тыс. тонн сточных вод, причем без какой бы то ни было очистки. А по сведениям «Энергомашинженеринга», который ведет экологический мониторинг в Запорожье, местные предприятия ежегодно выбрасывают в атмосферу 60 тыс. тонн диоксидов серы и примерно 22 тыс. тонн окислов азота и множество других вредных веществ. Ничего не скажешь - хорошая добавка к «абсолютному качеству» водки «Хортица». В то же время известно, что местность может быть признана экологически чистой только тогда, когда к ней даже самолеты близко не подлетают, не говоря о других показателях? Едва ли.

В связи с этими и другими обстоятельствами Российское общество защиты прав потребителей выступило инициатором судебного дела, а Черемушкинский суд Москвы принял это дело к своему рассмотрению. Причиной возбуждения дела послужила информация на этикетках «Хортицы», которая противоречит российскому законодательству. Общество также выразило надежду, что суд вынесет решение о запрете на импорт «Хортицы» в Россию.

Сведения о сомнительном качестве украинской водки и о судебном процессе проникли в прессу. В частности, киевское представительство Российского информационного агентства «Новый регион» разместило на своем сайте материалы о суде, разоблачающие незаконное воздействие владельцев ЛВЗ «Хортица» на потенциальных потребителей.

Реакция производителей водки не заставила себя долго ждать. К зданию представительства «Нового региона – Киев» подкатили четыре джипа, из которых вышли здоровенные ребята. Они грубо потребовали от руководителей «Нового региона» снять материалы, касающиеся «Хортицы». Убедившись, что их давление вызвало лишь твердый отказ, они предложили любые деньги за снятие с сайта этих материалов. Но позиция руководства «Нового региона» осталась неизменной. Тогда «крутые» ребята уселись в джипы и два часа ждали, видимо, распоряжения своих хозяев. Вскоре руководителю «Нового региона – Киев» позвонил украинский водочный олигарх Евгений Черняк и потребовал закрыть от посетителей сайта материалы, порочащие водку «Хортица», а в случае отказа пригрозил физической расправой. Вот так действуют производители «Хортицы», не говоря уже о рекламе, которую они размещают в Украине и России.

Но, представьте себе, обыватель верит рекламе. Он все больше пьет «Хортицу», принимая ее за действительно «абсолютный» продукт. И кому, какое дело, что водка в принципе не может быть абсолютной или идеальной. Это - водка, а не прохладительный напиток.

Нет дела и до того, что главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко бьет тревогу. На пресс-конференции в Нижнем Новгороде 28 февраля он, в частности, заявил: «Алкогольная ситуация в стране тяжелая: растет потребление пива и не уменьшается потребление тяжелого алкоголя (водка), кроме того, в стране производится большое количество товаров бытовой химии, содержащих спирт, которые потребляют некоторые группы граждан. Нам надо принять концепцию алкогольной политики». По словам Онищенко, в настоящее время в России около 5 миллионов человек страдают алкоголизмом. Официально с диагнозом «алкоголизм» на учете стоят 2,5 миллиона человек, еще 600 тысячам такой диагноз не поставлен, но без дозы они уже обойтись не могут. «А с учетом анонимного лечения и других моментов эту цифру можно довести до 5 миллионов человек», - уточнил главный санитарный врач. Но поскольку «веселие на Руси есьм пити», а в Украине владельцы «Хортицы» вложили в нее большие деньги и скорее всего ждут большую прибыль, то от «большой» политики Онищенко в ближайшее время едва ли многого можно дождаться.

Реклама на веке
ФАС уравнивает самолет с театром Сразится ли Мордашов с Тата?