ФАС уравнивает самолет с театром

Федеральная антимонопольная служба решила заняться ценами на авиабилеты. Антимонопольщикам не нравится, что стоимость керосина, доля которого в цене билета составляет почти 40%, снижается быстрее, чем стоимость перелета.

Также у чиновников есть вопросы к авиакомпаниям по поводу невозможности возврата некоторых билетов. «Почему билет в театр можно сдать, а билеты на самолет – нельзя?» - недоумевают они.

О грядущей проверке российских авиаперевозчиков накануне рассказал глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. Он напомнил, что доля авиакеросина в цене авиабилета составляет около 40%, а потому авиакомпании должны следить за колебаниями мировых цен на нефть и соответственно корректировать тарифы.

«Я считаю, что это напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%», - цитирует его «Интерфакс».

Реклама на веке

В ближайшее время ФАС намерена заняться этим вопросом. Впрочем, пока ни о каких санкциях в отношениях перевозчиков речи не идет. Сначала, ведомство проанализирует ситуацию о том, как изменялась цена на топливо, и как – цены на билеты. И только по результатам проверки, если будут выявлены нарушения антимонопольного законодательства, авиакомпании могут быть привлечены к ответственности.

По данным аналитического центра «Кортес», за год оптовые цены на керосин снизились в два раза – до 14,5 тыс. рублей за тонну. Авиаторы уверяют, что тоже снижают цены. Тарифы только в IV квартале упали на 30%, заявил «Ведомостям» представитель «Трансаэро» Сергей Быхал. «Ютэйр», по словам гендиректора Андрея Мартиросова, снизил цены на билеты на 20%. А у Sky Еxpress в зависимости от рейсов и их наполняемости цены упали на 30% (в сравнении с прошлым июлем), заверяет гендиректор Sky Еxpress Марина Букалова.

А представитель «Аэрофлота» напомнил изданию, что стоимость топлива напрямую не влияет на цену билета, большую роль играют рыночные факторы. «К примеру, если на в Лондон есть спрос, то и цены на них высокие. А по направлению Новосибирск, скажем, высокая конкуренция, спрос отстает от предложения, поэтому цены на билеты там ниже», - пояснил он.

Независимые аналитики и вовсе напоминают, что за последние четыре года керосин вырос в цене в 4 раза, а средний тариф авиакомпаний - всего на 25%. «Авиакомпании держатся из последних сил, ведь средняя рентабельность пассажирских перевозок по миру - около 0,5%», замечает гендиректор Infomost Борис Рыбак. По его мнению, ФАС ищет проблему не там: ведомству надо работать с монополистами на топливном рынке, тогда билеты могут стать дешевле. При этом, напоминает он, на большом количестве маршрутов авиаперевозчики снижают цены больше, чем падают цены на топливо. «Сейчас авиабилет в Петербург иногда стоит меньше железнодорожного», - отмечает Рыбак.

А глава агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сказал «Коммерсанту», что глава ФАС Артемьев немного опоздал, так как с июля цены на керосин снова начали расти. К тому же, считает он, у перевозчиков не осталось мер для снижения себестоимости, а аэропортовые и аэронавигационные сборы растут.

Впрочем, цены на билеты, не единственная проблема, которая беспокоит ФАС. Возмущает Артемьева и то, что вернуть авиабилет можно не всегда: «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?»

Согласно Воздушному кодексу, за один день можно вернуть любой билет, но в документе есть лазейки. Возврат билетов может быть не произведен в том случае, если цена, которую заплатил пассажир, меньше или равна 25% от нормального тарифа экономического класса.

Реклама на веке
«Черный вторник» не за горами? «Хортица» со слезой или слезы от «Хортицы»?