«Яндексу» придется выбирать

В Госдуме всерьез задумались над вопросом: является ли агрегатор новостей «Яндекса» средством массовой информации. Впрочем, этого и стоило ожидать после того, как тему поднял президент РФ Владимир Путин, а затем инициативу взял в свои руки депутат Андрей Луговой.

Первый зампредседателя думского комитета по информполитике Вадим Деньгин отмечает, что поисковая система «Яндекс» весьма популярна у интернет-пользователей. При этом сервис сам подбирает новостные статьи и сам определяет их актуальность. Сотрудники компании сами решают, какие новости публиковать в первых рядах, а какие в последних. В связи с этим парламентарий считает, что депутатам надо «вмешаться и четко прописать в законодательстве, что «Яндекс.Новости» является СМИ».

В Госдуме подтверждают: работа над таким законопроектом уже началась в нижней палате парламента. При этом в Охотном ряду отмечают, что нововведения коснуться не только «Яндекса» - новостным агреторам и других интернет-ресурсов может быть присвоен статус «гибридных СМИ».

В Госдуме не верят в то, что «Яндекс» не генерирует новостной контент. Ранее представители самого популярного в Рунете поисковика заявляли: рубрика «Заголовки» на главной странице не нуждается в повторном лицензировании, поскольку является продуктом лицензированных СМИ. Не верят парламентарии и в то, что выбор сообщений в «Яндекс.Новостях» полностью автоматизирован и на него никак не влияет выбор редакции.

Реклама на веке

Формирование топа «Яндекс.Новостей» происходит не автоматически - новости проходят процедуру модерации и подаются под определенным углом, убеждены парламентарии, с которыми удалось пообщаться РБК. По сути, «Яндекс.Новости» выполняют работу СМИ - преподносят читателю самое главное так, чтобы он мог сразу ухватить их суть, при этом нередко интерпретируя их по-своему.

Точку в споре о том, следует ли считать «Яндекс.Новости» СМИ или нет, предстоит поставить Генпрокуратуре, куда направил запрос депутат Андрей Луговой. В своем письме генпрокурору парламентарий отметил, что на страницах «Яндекса» публикуются новостные и аналитические материалы как российских, так и зарубежных СМИ. По мнению Лугового, их распространение является ничем иным, как распространением массовой информации, а, значит, компания «Яндекс» должна придерживаться установленных для СМИ правил.

Впрочем, на сегодняшний день уже практически не осталось сомнений в том, что прокуроры солидарны с законодателями. По данным источника, близкого к руководству «Единой России», в своем ответе Генпрокуратура подтвердит подозрения Лугового и предпишет «Яндекс.Новости» зарегистрироваться в качестве СМИ.

«Если «Яндекс» хочет сохранить новости, то ему придется получить лицензию СМИ. Или же они могут отказаться от топа», - подчеркнул источник. При этом он привел в пример компанию Google, у которой также есть агрегатор новостей, однако нет топа. Именно его отсутствие избавляет компанию от необходимости получать лицензию СМИ, пояснил он.

Отметим, что отказ от новостей может стать для «Яндекса» серьезной проблемой, поскольку новостной агрегатор - существенная часть бизнеса компании. В сложившейся ситуации пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова вынуждена признать: теперь компания не гарантирует, что на нее не может быть оказано политическое давление, способное существенно сказаться на бизнесе.

Впрочем, даже если «Яндексу» и удастся избежать необходимости получения лицензии СМИ, вся эта история уже успела оказать негативное влияние на дела компании. Стоит вспомнить хотя бы о том, как несколько высказываний Путина о «Яндексе» мгновенно привели к снижению стоимости акций компании на 5%. И это при том, что президент лишь отметил: компания стартовала как проект с западным влиянием.

Будущее «Яндекс.Новостей» может решиться уже в ближайшее время: по данным источников, знакомых с ситуацией, на 10 июня запланирована встреча главы России с руководителями ведущих интернет-компаний. В числе предполагаемых участников - гендиректоры Mail.ru Group и «Яндекса» Дмитрий Гришин и Аркадий Волож, директор Liveinternet Герман Клименко и другие.

Во время этой встречи непременно будет затронута тема приравнивания агрегатора новостей к СМИ, тем более что конкуренты "Яндекса" уже начали заочно полемизировать с Луговым. Так, директор по внешним коммуникациям компании "Rambler & Co" Матвей Алексеев ранее заявлял, что объявлять агрегаторы средствами массовой информации - то же самое, что объявлять ими газетный киоск, поскольку он также распространяет информацию, причем, массово.

Заметим, что в числе заступников «Яндекса» есть и очень влиятельные люди, действующие, как правило, за кулисами. На днях в совет директоров компании вошел глава «Сбербанка» Герман Греф. Комментируя это событие, в «Яндексе» заявили, что интернет-индустрия все чаще сталкивается с лоббистскими задачами, поэтому экспертиза Германа Грефа в этой области также будет полезна компании.

Реклама на веке
Американский канал CNN прокололся с датой конца света Мэрилин Мэнсон сыграет в байкерском сериале «Сыны Анархии»