Эльгинское угольное месторождение контролирует компания «А-Проперти» угольного олигарха Альберта Авдоляна, которая и собирается привлечь не менее $3 млрд. на создание 600-километрового пути до хабаровского поселка Чумикан и строительство там погрузочного терминала на 30 млн. тонн угля в год. Проект представлен президенту РФ Владимиру Путину и руководству РЖД. В этой связи прорабатываются варианты государственно-частного партнерства. То есть, угольщики ждут каких-то бюджетных вливаний. РЖД может рассматривать ветку как полезное дополнение к расширяющемуся БАМу. Это уже, кстати, не первая инфраструктурная инициатива представителей угольной отрасли. Несколько лет назад угольщики заявляли о намерении за свой счет построить вторую очередь Северомуйского тоннеля на БАМе в Бурятии. Открытие объекта позволило бы в разы увеличить пропускную способность трассы. Строить его за 60 млрд. рублей собиралась новосибирская компания «Сибирский антрацит». Но в 2020 году владелец холдинга Дмитрий Босов застрелился и разговоры о стройке затихли.
В этой связи вспомнили и другой железнодорожный проект – Курагино – Кызыл, который должен был вывести на Транссиб Туву. Он был заявлен почти 20 лет назад. Главная цель – доступ к Элегестскому угольному месторождению. Менялись инвесторы и параметры, но масштабное строительство так и не началось. В начале этого года компания РЖД приостановила концессионное соглашение по строительству, заключенное ранее с Тувинской энергетической промышленной корпорацией Руслана Байсарова. То есть, проект в очередной раз убрали в архив. По времени это почти совпало с обнародованием якутских планов «А-Проперти». Есть мнение, что за этим решением стоят интересы Альберта Авдоляня и вряд ли это можно считать совпадением. «Отдельные угольные компании не хотят иметь конкурентов при экспорте качественного каменного коксующегося угля. Они и пролоббировали отсрочку строительства. Теперь, когда объявилась компания, которая готова построить за свой счет дорогу из Южной Якутии к Тихому океану ради поставок на экспорт угля, становится ясно, откуда дул ветер», - уверен красноярский экономический журналист Владимир Пантелеев.
Еще одна точка зрения: «Курагино – Кызыл» притормозили политическим решением, поскольку сейчас Россия концентрируется на освоении северных территорий. А железная дорога в Туву может стать «пылесосом», через который природные ископаемые, лес и прочее начнет выкачивать Китай. Транспорт – самое дорогое звено экономики. Это затраты, которые всегда на первом месте. В позапрошлом году мы поехали в Туву, пригласили специалистов из Европы, Китая, встретились с правительством республики. Там нам сказали, что не хватает этой железной дороги. Мы спросили: «А зачем?» Ответили, чтобы быстро-быстро ресурсы отправлять в Монголию и Китай. Китай со своей стороны дороги уже построил. А у нас строительство тормознули, и вот почему: если дорога появится, все ресурсы юга Сибири моментально будут выброшены в то пространство. Разовьется ли от этого Сибирь? Нет, там, наоборот, все зачахнет. Значит, сначала надо построить инфраструктуру енисейскую. Соединить с севером Красноярского края, построить порты, проложить железную дорогу из Тюменской области до Норильска. Это всего 700 километров. И только тогда думать, как подключать юг. Надо готовиться к оживлению севера. По прогнозам экологов, через 50 лет половина Ледовитого океана растает, там будут ходить простые пароходы», - считает профессор Сибирского федерального университета, доктор экономических наук Валерий Лукиных.
В Туве, судя по всему, с этой идеей начинают свыкаться. Как заявил вице-премьер республики Айдыс Сат, курагинский проект занимал важное место в программе социально-экономического развития региона. Теперь рассчитывать на него не приходится. «Проект приостановлен с апреля. Необходимо было проверить расстановку сил и средств, которыми обладает республика, при необходимости выйти с предложением о корректировке. Такую работу мы провели. Сейчас будем выходить на изменения в нормативно-правовом акте правительства Российской Федерации», - заявил чиновник.