Зигзаг удачи судьбы Эльдара Рязанова. Сегодня отмечается 95-летие со дня рождения мастера лирической комедии

Имя режиссера Эльдара Рязанова прочно вошло в сокровищницу советского и российского кино. Его по праву считают классиком отечественной режиссуры. Творчество Эльдара Рязанова можно сравнить с такой величиной итальянского кинематографа, как Федерико Феллини.

Окружающая действительность, истории простых людей из разных социальных слоев – основной материал для кинематографического творчества обоих мастеров кино.

А начинал Эльдар Рязанов как выпускник ВГИКа, окончивший курс легендарного советского режиссера Григория Козинцева и заставший в качестве педагога ВГИКа самого Сергея Эйзенштейна, с которым у него сложились очень теплые отношения и у которого он даже бывал дома.

Рязанов пришёл во ВГИК случайно, за компанию с друзьями. Когда он уже проучился два курса, его мастер Григорий Козинцев сказал: «Ты слишком молодой для этой профессии, я хочу тебя отчислить». На что остроумный Эльдар Рязанов нашёлся сразу, что ответить: «А когда Вы меня принимали два года назад, я был ещё моложе». На этом инцидент с отчислением был исчерпан.

Реклама на веке

Козинцев был строг к своим ученикам, но и помогал многим. Именно он посоветовал молодому режиссеру Рязанову после окончания ВГИКа пойти в документальное кино, поскольку в игровое кино тогда попасть было практически нереально. И фильмов в год снималось очень мало. Работая в документальном кино, Эльдар Александрович прошел очень хорошую школу. Он сделал уже немало проектов, когда его с заданием от Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) отправили снять фильм о Сахалине.

Природа острова, люди, их жизнь вдохновили Рязанова на очень серьёзную кинематографическую ленту. Работать приходилось в трудных климатических условиях, на натуре, в итоге был отснят добротный материал. Снимал Рязанов вместе с Василием Катаняном - сыном знаменитого Василия Абгаровича Катаняна, мужа знаменитой Лили Брик.

Василий был однокурсником Рязанова по ВГИКу, нежную и трогательную дружбу с ним он пронёс через всю свою жизнь. Если персонажу фильма Рязанова нужна была фамилия, то обязательно в сценарии появлялся герой с фамилией Катанян.

Фильм о Сахалине был показан в рамках Каннского кинофестиваля и был удостоен приза. Тандем с его первой женой - редактором кино Зоей Фоминой также сформировал режиссера Рязанова как личность. Всю их совместную жизнь Эльдар Александрович советовался со своей супругой по многим творческим вопросам, а прожили они вместе более 30 лет. Вторая супруга - Нина Скуйбина-Рязанова, редактор «Мосфильма», и третья, последняя супруга Эльдара Александровича - Эмма Абайдуллина, журналист и киноредактор, были его музами и вдохновляли на творчество.

После пяти лет работы в документальном кино жизнь буквально вытолкнула Рязанова в игровое кино. Директор киностудии «Мосфильм» всесильный Иван Пырьев буквально заставил Рязанова, который ушёл из документального кино и работал помощником режиссера на киностудии, взяться за съёмки фильма «Карнавальная ночь» (1956). Рязанов долго отказывался, считая, что комедия не его жанр, но, в конце концов, согласился. Это был тот самый «зигзаг удачи», который подарил советскому кинематографу мастера лирической комедии.

Интересно и то, как создавался фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). После приезда в Рим Рязанов с киногруппой пришёл на студию Дино де Лаурентиса - продюсера и бизнесмена, знаменитого итальянского режиссёра, где снимал свои фильмы Федерико Феллини. Атмосфера уже была накалённая. Во-первых, сценарий пришлось многократно переделывать и переписывать, а бюджет и время съёмок были ограничены. Отношение итальянцев и условия проживания советской киногруппы поначалу не устроили Рязанова, и он уже хотел отказаться от съёмок, пришлось ставить свои условия: предоставить нормальную гостиницу для проживания, обеспечить съемочную группу питанием и т.д.

В изначальном варианте сценария итальянским соавторам Рязанова понравилась только история со львом, который гоняется за искателями клада, всё остальное пришлось добавлять и переписывать. В окончательный вариант вошли тексты итальянских коллег и русских авторов сценария. Итальянцы хотели экшен, много трюков, обязательно погоню на автомобиле. Для сценария была придумана эффектная сцена посадки самолёта прямо на шоссе среди движущегося потока автомобилей. Фильм пользовался любовью зрителей как в России, так и в Италии.

А вот как произошла встреча многолетних соавторов и коллег Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова. Они не сразу стали соавторами. Встретившись в общей компании у режиссера Анатолия Рыбакова, они затем много лет, встречаясь и пробегая каждый по своим делам, говорили друг другу: «Привет, ну, как дела?» Как писал в свое время Эмиль Брагинский, стать соавторами они могли бы гораздо раньше. Но, наконец, в 1963 году произошла их встреча, окончившаяся написанием повести «Берегись автомобиля!» До реализации её как киносценария прошло немало времени, поскольку главный герой картины – Юрий Деточкин не понравился руководству киностудии «Мосфильм»: будучи положительным персонажем, он делал совершенно неположительные действия, и вообще оказывался благородным, но жуликом. Поэтому сценарий долго не утверждали. В результате Брагинский и Рязанов переделали его в повесть и напечатали в журнале. Впоследствии очень часто из повестей у них вырастал прекрасный сценарий, из сценария получалась пьеса. Вместе они проработали 35 лет. С уходом своего соавтора Эльдар Александрович очень тосковал по их совместной работе.

А работали они так: сначала рождалась идея, идей всегда было много, и они быстро обоими соавторами отбраковывались. Тогда рождались новые идеи и снова отбрасывались, пока не находилась та самая нужная для написания сюжета. Часто основой сценария служил какой-то интересный случай. Например, новогодняя комедия «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975), без которой уже много лет не обходится ни один новогодний показ, родилась из истории, рассказанной про одного человека, который после бани забежал к приятелям, там была вечеринка, все напились, и приятели решили на поезде отправить его в Ленинград. В городе на Неве этот человек оказался с портфелем, веником для бани и 15 копейками в кармане. Постепенно рождается образ главного героя. Это врач, ему авторы дают фамилию Лукашин. Для того, чтобы герой не смог протрезветь быстро, и все его приключения в Ленинграде выглядели в комедийном ключе, авторы отправляют его туда на самолёте. Потом придумывается, что он попадает на ту же улицу, что и в Москве, и ключ подходит к двери квартиры с таким же номером, как у героя в Москве, и т.д. Также на реальной истории из жизни - драматическом эпизоде основан фильм «Вокзал для двоих» (1982), когда композитор Микаэл Таривердиев попал на машине в аварию, а за рулём была его жена, и он, чтобы спасти её, взял вину на себя. И таких историй было много в совместном творчестве Рязанова и Брагинского. Нет смысла перечислять здесь все работы режиссера Эльдара Рязанова. Народная слава знает их названия и сюжеты наизусть.

В 2005 году в Москве был открыт Киноклуб «Эльдар», где проходили и проходят кинопоказы как фильмов самого Мастера, так и других авторов, а также концерты. При жизни Эльдара Рязанова там проходили капустники, вечера встреч друзей режиссёра, юмор и весёлый смех всегда сопровождали эти посиделки. В Самаре, где родился режиссёр, открыт музей, куда отданы его подлинные вещи и артефакты. Память о Мастере комедии навсегда останется в наших сердцах.

Реклама на веке
Сборка автомобилей на заводе «Москвич» начнется на следующей неделе Новому главе «Корпорации развития Владимирской области» Букалову припомнили его «заслуги» в Киржачском районе