18+
  1. Автопром «опошлили» пошлинами?

Автопром «опошлили» пошлинами?

Иномарки в России дешеветь не будут – в понедельник стало известно, что правительство планирует продлить срок действия 30% пошлин на ввоз автомобилей в страну еще на девять месяцев.

Это очередной реверанс государства в сторону отечественного автопрома. Однако, сами машиностроители, похоже, не ценят оказываемого им внимания.

Напомним, повышенные ставки на ввоз новых иномарок были введены Белым домом на девять месяцев: с января по сентябрь 2009 года включительно. Срок действия постановления почти истек, однако, отечественное автомобилестроение так и не «разродилось» достойной продукцией, хотя и продемонстрировало тенденции к росту производства. К предстоящему заседанию комиссии по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ, как в понедельник стало известно, Минпромторг подготовил доклад-презентацию с вполне ожидаемыми тезисами.

По мнению ведомства, введенные пошлины положительно сказываются на российском автопроме: так, производство машин, произведенных внутри страны, теперь преобладает над импортом, а доходы бюджета растут за счет большего сбора таможенных платежей. Как считают многие эксперты, времени прошло слишком мало, чтобы результат удовлетворил чиновников. Потому высокие пошлины, вероятней всего, продолжат действовать.

«Мы полагаем, что с точки зрения правительства решение о пролонгации срока действия 30%-ных пошлин на ввоз новых иномарок является оправданным. Несмотря на общее снижение объемов продаж новых автомобилей на 50% за семь месяцев 2009 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), доля проданных автомобилей отечественного производства (российских и иностранных моделей) существенно возросла, что свидетельствует об эффективности мер господдержки производителей. В пользу сохранения государством заградительных пошлин на новые иномарки также говорит и недавно запущенная государством программа льготного автокредитования граждан на покупку произведенных в России автомобилей, от введения которой теряется смысл в случае отмены высоких пошлин», - сообщил «Веку» аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов.

Немаловажно, полагает эксперт, и то, что высокие пошлины также стимулируют иностранных производителей открывать в России собственное производство, а, следовательно, обеспечивать страну новыми рабочими местами, что особенно актуально в условиях кризиса. «Если же пошлины будут снижены, зарубежным автопроизводителям не будет экономически целесообразен запуск новых мощностей на территории РФ. Кроме того, в условиях снижения бюджетных доходов государство крайне заинтересовано в сохранении повышенных пошлин на ввоз автомобилей, поскольку поиск дополнительных источников наполнения бюджета в условиях кризиса весьма ограничен».

Еще один положительный момент – вследствие того, что производство машин внутри страны падает медленнее, нежели их импорт, наши автозаводы не так стремительно сокращают персонал. По сообщению Минпромторга, до кризиса общая численность занятых в автомобилестроении составляла 491,1 тыс. человек, сейчас она сократилась до 410 тыс. Но если бы не пошлины на импорт иномарок, сокращение было бы гораздо большим (до 342,1 тыс. человек), утверждает министерство.

Безусловно, это не самая радостная новость для простых автолюбителей, которым в период кризиса и денежных затруднений фактически не оставляют выбора. «Что касается социальных последствий введения пошлин, то, безусловно, населением указанные меры не приветствуются. Тем не менее, с одной стороны, многие популярные автопроизводители обладают производственными мощностями на территории России, и проблема высоких пошлин их практически не касается. С другой стороны, многие из производимых автомобилей в РФ можно приобретать по льготной программе кредитования правительства. Также стоит отметить, что многие иностранные автопроизводители, не имеющие производства в РФ, проводят привлекательную для потенциальных покупателей маркетинговую политику (акции, спецпредложения, скидки, программы кредитования), направленную на увеличение продаж», - отмечает Константин Романов.

Впрочем, как полагают некоторые эксперты, вся эта ситуация с высокими пошлинами выглядит как «поднять – подняли, а разбудить забыли». «Если сами рабочие (российских автозаводов) говорят, что не надо покупать то, что они производят – это очень внятная характеристика! Дело в том, что автомобильный рынок за многие годы мы так и не создали, можем только спекулировать за счет населения. Протекционизм в России должен дополнительно принуждать к технологическому прогрессу, совершенствованию технологий», - сказал «Веку» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Не будем забывать, что российское машиностроение – это около миллиона рабочих вместе с их семьями. «Если мы закроем предприятия, голодомор будет отдыхать. Мы должны развивать свой собственный автопром. На Дальнем Востоке давно налажено производство иномарок, вот его, например, нужно совершенствовать. Протекционизм - это лишь предпосылки для развития, но не само развитие. Если кто-то в правительстве считает, что автомобили сами растут на деревьях – ему лучше протрезветь», - подчеркивает политолог.

Поддержка отечественного автопрома продолжается – государство не только всеми силами готово ограничить въезд иностранных машин на российскую территорию, но, и, видимо, влить в отрасль очередные бюджетные миллиарды. Вопрос, куда идут эти средства на самом деле?

Ответ на этот вопрос частично можно найти в последних новостях, связанных с «АвтоВАЗом». Как уже сообщалось, сейчас на автогиганте работают сразу две комиссии: контрольно-ревизионного управления администрации президента и прокуратуры Тольятти. Первая проверяет, на что были потрачены средства, выделенные предприятию из государственного бюджета в рамках господдержки. Вторая изучает законность сокращения заработной платы сотрудников завода.

И хотя результаты этой проверки пока официально не обнародованы, стало известно, что на недавнем совещании «старший проверяющий», помощник президента и начальник контрольного управления его администрации Константин Чуйченко, а также представители прокуратуры критиковали деятельность руководства завода.

Недавно стали известны и результаты майской проверки «АвтоВАЗа» Генпрокуратурой. Так, были выявлены случаи безвозмездных переводов 50 млн. рублей в Фонд «Содействия развитию автосервиса» и 52,8 млн. рублей сторонним организациям. В частности, в 2008 году на счет УВД Тольятти было перечислено 3,6 млн. рублей «на антитеррористическую деятельность и укрепление материально-технической базы УВД», а также пожертвовано 6 млн. рублей «Союзу машиностроителей России».

При этом любопытно, что Фонд «Содействие развитию автосервиса» принадлежит «АвтоВАЗу», а генеральный директор «Ростехнологий» (владеет 50% акций ОАО «АвтоВАЗ») Сергей Чемезов является одновременно председателем «Союза машиностроителей России». То есть, формально деньги уходили в фонды, руководителями которых являются сами «вазовцы», имеющие возможность использовать госсредства так, как они пожелают.

По результатам проверки в адрес главы «АвтоВАЗа» Бориса Алешина генпрокуратура направила предписание для устранения выявленных нарушений, так как, очевидно, здесь ни о каком целевом расходовании казенных денег речи не идет. При этом на днях рабочие самого завода уже провели митинг, на котором выразили массовый протест против сокращения заработной платы и остановки конвейера, а также требовали национализации «АвтоВАЗа». Получается, сколько наш автопром не корми, отдачи от него, видимо, не предвидится.

«Ничего странного тут не вижу. Руководство «АвтоВАЗа» никогда не ценило ту поддержку, которую ему оказывает государство, - резюмирует Михаил Делягин. - Эффективность менеджмента на предприятии давно и значительно упала. И то, что начальники не чисты на руку – не самое страшное. Они смотрят на наших олигархов, на некоторых членов правительства и думают, а я чем хуже? Самое плохое, что руководители отрасли не справляются со своей задачей. Тут необходим жесткий контроль».

Последние новости