Определенных успехов недавно добился президент России Владимир Путин, воспользовавшись своей поддержкой режима Асада в Сирии, чтобы укрепить позиции Москвы на Ближнем Востоке. Но его достижения на этом фронте гораздо менее важны, чем все серьезные проблемы Москвы в ее "ближнем зарубежье" - так она называет стратегически важный регион, с которым граничит на западе.
Классическое в прошлом, во времена Холодной войны, соперничество между Востоком и Западом возрождается, но Соединенные Штаты выразительно держатся в стороне. Россия применяет экономические санкции и угрозы безопасности посткоммунистических стран, чтобы затянуть их в свой евразийский Таможенный Союз, а также заблокировать реализацию программы Восточное партнерство Европейского Союза, целью которой является реформы и возможная интеграция Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы Грузии, и Украины в структуры Евросоюза. Давление России усиливается с приближением ноябрьского саммита в Вильнюсе, на котором несколько стран могут подписать соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС.
Пока только Армения уступила давлению России, согласившись присоединиться к Таможенному Союзу, после того, как Москва, гарантирующая безопасность Армении от угрозы со стороны соседнего Азербайджана, подписала контракты о продаже последнему военной техники на $ 4 млрд.
Во всех других случаях запугивания со стороны Москвы привело к противоположным результатам. Россия запретила импорт молдавских вин, пригрозила прекратить поставки газа в эту страну, и предупредила, что население оккупированной ею сепаратистской территории - Приднестровье - будет сопротивляться любым соглашениям с ЕС. Однако, Молдова стала еще более решительно настроена парафировать соглашение о свободной торговле с Евросоюзом в Вильнюсе, и отреагировала на возникшую угрозу энергетической блокады, быстро договорившись с Румынией построить трубопровод, который соединял бы эти две страны.
Грузией, являющейся главной жертвой российских блокад и угроз в течение многих лет, руководит премьер-министр Бидзина Иванишвили, который, как известно, менее враждебно настроен по отношению к России, чем президент Михаил Саакашвили, который вскоре уйдет в отставку. Однако, Грузия также намерена парафировать соглашение о свободной торговле в Вильнюсе, давая понять, что европейская интеграция является выбором целой страны, а не отдельной партии.
Украина является крупнейшим призом в этом соперничестве, и ее запугивания Россией особенно контрпродуктивны. В дополнение к привычным угрозам экономического характера и торговым санкциям, включая запрет на импорт украинских конфет, Путин оскорбил украинцев во время государственного визита в июле, сказав, что они и русские являются "единым народом", и что Украина процветала при советской власти - полностью проигнорировав голод начала 1930-х годов, который украинцы называют голодомором.
В речи на День независимости в конце августа, президент Украины Виктор Янукович назвал ассоциацию с Европейским Союзом "важным стимулом для формирования современного европейского государства". В короткий срок парламент Украины принял законы, которые требовал принять ЕС и которые касаются таких проблем, как коррупция, импортные пошлины, содержание заключенных. Дочь Юлии Тимошенко, заключенного бывшего премьер-министра, на освобождении которой настаивает ЕС, сказала, что она надеется, что ее мать неизбежно выпустят на свободу.
Российское интернет-издание Gazeta.ru недавно заявило, что "шантаж является худшим из возможных способов рекламы экономического сотрудничества". Но проблема России - это не только плохой выбор тактики. Ее посткоммунистические соседи предпочитают выбрать скорее относительную динамику Европы - со всеми ее долгами и проблемами роста - чем застойную экономику России, и они не имеют никакого интереса к внезапному повышению импортных пошлин, чего потребует вступление в протекционистский евразийский Таможенный Союз.
Процесс, который проходит в Европе, почти не привлекает внимания американских медиа или администрации Обамы, которая, в основном, направлена на Ближний Восток и его "сдвиг" в сторону Азии. Но эти возможности для США являются значительными, и Вашингтон мог бы серьезно помочь этому процессу.
Соединенные Штаты должны вступить в диалог с правительствами и гражданским обществом в Украине, Грузии и Молдове, для того чтобы идущий в данный момент процесс реформ не только способствовал увеличению объемов торговли и экономического развития, но и привел к формированию правительств, которые будут менее коррумпированными и более подотчетными своим обществам. Соглашения об ассоциации этих стран с Европейским Союзом должны рассматриваться не как цели сами по себе, а как отправные точки, которые делают возможным проведение глубоких реформ и установления более подлинной демократии.
Российская демократия также может выиграть от этого процесса. Решение Украины приблизиться к Европе ускорит конец идеологии российского империализма, представителем которой является Путин. Есть также признаки появления нового русского национализма: высокие результаты лидера оппозиции Алексея Навального* на недавних выборах мэра Москвы и опросы, указывающие на рост недовольства Путиным в российской провинции, его традиционной социальной базы. Этот национализм заинтересован не в восстановлении имперского величия России, что было бы немыслимо, если бы Украина сблизилась с Европой, а в борьбе с коррупцией и решении серьезных экономических и социальных проблем русского народа.
Россияне тоже стоят перед выбором, и Путин может проиграть не только в "ближнем зарубежье", но также в самой России.