Daimler AG разрывает отношения с «Авилоном» из-за коррупционного скандала

Daimler AG разрывает отношения с «Авилоном» из-за коррупционного скандала
После расследования подкупа чиновников немецкий автогигант намерен прекратить сотрудничество с крупнейшим российским дилером Mercedes. Громкий коррупционный скандал о подкупе немецким концерном Daimler AG российских чиновников привел к неожиданным последствиям.

Концерн собирается лишить дилерского статуса российскую компанию «Авилон», которая считается одним из крупнейших продавцов автомобилей Mercedes в России. Немецкая сторона объясняет свое решение тем, что деятельность компании не соответствует ужесточившимся антикоррупционным правилам Daimler AG.

Как заявили «Известиям» в «Мерседес-Бенц РУС», российском представительстве автогиганта Daimler AG, руководство компании намерено разорвать дилерское соглашение с одним из главных посредников по продаже Mercedes в России, фирмой «Авилон». В концерне не скрывают, что это последствия коррупционного скандала с поставками автомобилей Mercedes для чиновников 22 стран мира, включая Россию, с 1998 по 2008 годы.

— С точки зрения бизнеса и выгоды разрывать договор с «Авилоном» невыгодно, однако после скандала антикоррупционные соображения вышли на первый план, и в этом смысле к «Авилону» есть вопросы, — заявил «Известиям» представитель «Мерседес-Бенц РУС».

Реклама на веке

Как пояснил собеседник «Известий», у российских представителей Daimler есть основания полагать, что компания «Авилон» не всегда отвечает жестким антикоррупционным требованиям, установленным в компании после событий 2008 года.

«Авилон» может потерять возможность продавать Mercedes уже с осени этого года. Однако, как сообщил источник «Известиям», знакомый с ситуацией, уже сейчас, заблаговременно планируя продажи, «Авилон» перестал закупать автомобили Mercedes и распродает оставшиеся в наличии авто. Не исключено, что вслед за Mercedes у компании могут осложниться отношения с автогигантом BMW, чьи машины он также продает.

— Разрыв отношений стал большой проблемой для «Авилона», — сообщил собеседник от одного из игроков российского авторынка «Известиям». — Руководство дилера сейчас пытается повлиять на решение Daimler и параллельно планирует отыграться на продажах BMW. Однако не исключено, что BMW тоже может последовать за Mercedes — у этих компаний похожая стратегия поведения.

Официальный представитель компании «Авилон» Константин Панарин не смог оперативно предоставить «Известиям» комментарий о планах Daimler AG лишить ее дилерского статуса.

Участники авторынка также не исключили, что ситуация с «Авилоном» может свидетельствовать об активизации расследования в России коррупционного скандала с Daimler AG. Однако эксперты не согласны с этим мнением.

— Я бы на это не надеялся, — заявил «Известиям» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Daimler извлек из произошедшего урок и теперь выстраивает прозрачную схему работы, но в России выводов не сделано, и о расследовании дела можно забыть.

Как следует из информации, представленной на официальном сайте «Авилона», компания уже более восьми лет является лидером по продажам и техническому обслуживанию автомобилей Mercedes в России и Восточной Европе, имея более 500 автомобилей в наличии ежедневно.

Эксперты считают планы Daimler беспрецедентным событием для автоотрасли.

— Если такое решение действительно будет принято, то для России это станет первым подобным прецедентом, — считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Андрей Петренко.

По словам Петренко, отношения между производителем и дилером — вопрос интимный, обе стороны не заинтересованы в скандалах, поэтому обычно стараются прийти к взаимному соглашению.

— В подобных инцидентах, как и при разводе, не бывает, чтобы был не прав кто-то один, — говорит Петренко. — Daimler также должен нести ответственность за коррупционный скандал.

Громкий скандал вокруг Daimler разгорелся в марте 2010 года, когда минюст США обвинил концерн в подкупе в период 1998–2008 годов чиновников в 22 странах мира, отвечавших за контракты на закупку автомобилей для госнужд. В России под подозрение попали хозяйственники МВД, Минобороны, гараж особого назначения ФСО, предприятия «Машиноимпорт» и «Доринвест», администрации Москвы, Уфы и Нового Уренгоя.

По признанию сотрудников Daimler, только с 2001 по 2005 год российские чиновники получили в качестве «откатов» €5 млн. Эти деньги перечислялись через счета офшорных компаний или же вручались им лично в руки.

В апреле 2010 года генпрокурор Юрий Чайка объявил о том, что правоохранительные органы России занимаются расследованием всех обстоятельств дела и запросили для этого в США официальные материалы.

Однако, по данным «Известий», российские силовики никакой помощи у американских коллег не просили. Центр антикоррупционных исследований Transparency International* обратился с запросом в департамент юстиции США и выяснил, что запросов от российских силовиков к американцам не поступало. Копия ответа департамента юстиции США имеется в распоряжении «Известий».

В январе 2011 года президент Дмитрий Медведев заявил, что российским следователям не дали информацию о конкретных фигурантах дела Daimler, однако они сами нашли посредников и привлекли их к ответственности. Президент также сообщил, что, «если они дадут показания на должностных лиц из Минобороны, те пойдут в тюрьму».

Что касается концерна Daimler, то ему удалось замять скандал еще в 2010 году, после того как немцы решили вопрос полюбовно и выплатили американским властям штраф в $185 млн. Российское представительство Daimler с тех пор избавилось от «засветившихся» в истории сотрудников. Изменился и принцип закупок. Отныне чиновники покупают Mercedes напрямую, без посредников, у российского представителя Daimler.

*
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International (Трансперенси Интернешнл) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
На организацию детского летнего отдыха в регионе будет выделено 190 млн рублей Заповедный паркет