18+
  1. Фиктивный гражданин

Фиктивный гражданин

Фиктивный гражданин
Проект «Активный гражданин», на который мэрия Москвы потратила за последний год более 185 миллионов рублей, используется Анастасией Раковой для имитации участия жителей в принимаемых властями решениях: вместо обсуждения проблем с парковками и реформы здравоохранения жителям подсовывается голосование за цвет заборчиков в районе.

Фиктивный гражданин В декабре 2013 года столичная мэрия с большой помпой запустила мобильное приложение для электронных референдумов «Активный гражданин» (АГ). На презентации власти утверждали: с помощью приложения каждый житель Москвы сможет влиять на происходящее в городе. Главный идеолог приложения, заместитель мэра Москвы по внутренней политике Анастасия Ракова, говорила тогда: «Ни в одном городе, ни в одной стране мира нет такого проекта».

Через год, 19 марта, Ракова оптимистично сообщила, что количество зарегистрированных пользователей перевалило за 1 млн., участники проекта высказали более 25 млн мнений по разным вопросам, а в каждом голосовании участвовало больше 270 тысяч человек. Согласно отчёту, выпущенному к пресс-конференции к годовщине приложения, с помощью АГ власти Москвы провели 580 голосований и приняли более 250 решений.

Например, организовали 10 км велодорожек в городских парках, ввели смс-напоминание о дате и времени приёма врача, выбрали дизайн новых станций метро «Новопеределкино» и «Солнцево». Ракова рассказала, что на дизайн и разработку «Активного гражданина» было потрачено чуть больше 20 млн рублей, при этом приложение делали сотрудники департамента информационных технологий. «Поверьте, там работают хорошие специалисты, которые позволяют эти вещи делать без привлечения дополнительных рыночных структур», — уверенно заявила она. На вопрос журналиста телеканала «Дождь» о том, можно ли когда-нибудь с помощью таких приложений как АГ выбирать в России органы власти, Ракова ответила: «Есть опыт проведения электронных выборов в Прибалтике, в мировой практике он признаётся успешным. Я считаю, это самый перспективный путь, в течение ближайших пяти-десяти лет мы к этой модели придём!»

ЦЕНА АКТИВНОСТИ

Сколько именно было потрачено на проект за прошедший год, неизвестно. Ракова заявляла о 20 млн рублей, однако, согласно открытым данным портала «Электронная Москва», только на пиар и рекламу АГ потратили 30 миллионов рублей. Кроме того, за голоса в опросах участники набирают баллы, за которые можно получить одежду, проездные в метро, поучаствовать в конкурсах. Призы в них тоже имеют какую-то стоимость для городского бюджета — например, в приложении разыгрывали билеты на генеральную репетицию Парада Победы. По информации Medialeaks, полученной от источника в АГ, на призы и подарки в прошлом году власти потратили 50 млн рублей, а в 2016 году планируют увеличить сумму до 150 млн. «Настя [Ракова — ред.] носится с ним, как с яйцом, всех чиновников и медийщиков [СМИ, осуществляющие PR-сопровождение мэрии Москвы — ред.] выстроила под «Активный гражданин». Очень всё жёстко, — делится своими впечатлениями за год работы над приложением источник «Йода» в московской мэрии.

Из них треть собираются получить от спонсоров вроде Сбербанка и РЖД, а остальные 100 млн рублей — через субсидии от города. Непосредственное функционирование проекта также требует денег — нужно платить службе поддержки, SMM-специалистам, программистам и так далее. По словам источника Medialeaks, общие затраты на приложение «Активный гражданин» за прошедший год составили 185 млн рублей.

ВЫБОР ДЛЯ АКТИВНЫХ

Выбор мест для велопарковок, оптимальный график работы ярмарки выходного дня, новые маршруты общественного транспорта —последние опросыв «Активном гражданине». Примерно об этом же москвичей спрашивали весь год. Более важные проблемы города — реформа здравоохранения, закрытия школ и платная парковка — в приложении до сих пор ещё не появлялись. «В силу сложности не все управленческие решения могут быть вынесены на обсуждение и для принятия решений населением», — рассказывала Ракова.

В АГ часто попадаются сомнительные формулировки вопросов. Например, пользователям предлагают выбрать тип объекта, который разместят в зоне застройки, при этом не добавляя альтернативных вариантов, если жители против очередного строительства. Таким образом, жители никак не могут повлиять на судьбу стройки, а результаты голосования по безальтернативным вариантам используются как «мнение большинства».

Фиктивный гражданин

Периодически в приложении появляются опросы, где пользователи могут сами написать свой вариант ответа. Однако выборочное использование этой возможности Ракова объясняла так: «Там, где мы считаем, что можем собрать предложения граждан, мы везде вписываем: „Предложите свой вариант решения проблемы“. Где мы не видим такой возможности, там не вписываем».

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ

К сомнительным и недостаточно логичным опросам часто добавляются те, решения по которым уже заведомо приняты. Например, с 8 по 18 декабря 2014 года москвичи могли выбрать удобный способ авторизации при подключении к публичной беспроводной сети, в том числе той, что действует в поездах. 73% проголосовавших предпочли смс-аутентификацию — способ, который ранее компания «Максима Телеком» уже внедрила для упрощённой авторизации в метро. Выбранный способ вряд ли мог проиграть какому-либо другому, вроде «авторизации по номеру социальной карты москвича» или «по логину и паролю московского портала госуслуг». К марту 2015 года смс-аутентификация была введена на всех линиях Московского метрополитена.

Фиктивный гражданин

Необходимость расширить сети велодорожек в природных парках Москвы в «Активном гражданине» рассматривали уже после того, как власти решилипродлить велодорожку практически в два раза. Похожая история связана и с парком Сосенки, который предложили сделать «народным», когда проект благоустройства пятидесятилетнего парка уже разрабатывался.

В октябре прошлого года у москвичей спрашивали, куда они хотят переместить предназначенный под снос дом культуры «Нагорный». Среди вариантов предлагалось построить новое здание или же переместить его в кинотеатр «Ангара». Правда, второму варианту, который и набрал наибольшее количество голосов, вряд ли суждено сбыться — в это же время уже шли торги по продаже «Ангары» и ещё 39 кинотеатров. К опросу привлекли даже мнения экспертов — впрочем, один из них даже не знал о своём участии.

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА

Если городские порталы вроде «Наш город» имеют под собой нормативную базу в виде постановлений правительства Москвы, регламентов и тому подобного, то функционирование «Активного гражданина» куда загадочнее. Наличие у системы нормативной базы остаётся под вопросом. Как говорят в комитете государственных услуг города, на голосование в проект выносятся вопросы, относящиеся к компетенции правительства Москвы и органов исполнительной власти столицы. При этом дополнительная регламентация порталу не требуется.

Но как связать проводимые опросы с федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»? В 5 главе этого закона отсутствует способ голосования через сайт — по сути, все результаты «Активного гражданина» можно использовать только для информации, но не для принятия решений на уровне местного самоуправления.

Технической стороной проекта занимается департамент информтехнологий Москвы, а также комитет государственных услуг — за проведение опросов и использование сервиса. Толком непонятно, кто именно ставит вопросы на голосование. Обычным гражданам сделать это практически невозможно — как ответили в службе поддержки «Активного гражданина», вынести на голосование тот или иной вопрос можно на сайте «Российской общественной инициативы» на уровне муниципалитета или субъекта. Как только предложение наберёт не менее 5% от общего числа жителей муниципалитета или не менее 100 тысяч голосов (если выносить инициативу на уровне субъекта), вопрос будет рассмотрен органами власти. Однако это не гарантирует его появления в виде голосования в проекте — система выбора вопросов остаётся неизвестной.

По словам Раковой, «вопросы формируются и инициируются от органов власти, исходя из тех управленческих решений, к которым они подходят», а сам проект — не место для дискуссий. «Я бы не сказала, что „Активный гражданин“ — это система полемики. У нас существуют другие инструменты, где между собой граждане дискутируют и вырабатывают управленческое решение», — заявила заместитель мэра. Как сообщил источник из «Активного гражданина» «Газете.ру», «наибольшую активность проявляют департамент торговли и услуг, департамент культуры, по крайней мере, пока им руководил Сергей Капков, стройкомплекс, департамент образования и комплекс ЖКХ, в основном по вопросам программы «Моя улица».

Впрочем, как рассказал сайту Medialeaks источник, близкий к проекту, отбор проходит в несколько этапов. «Сначала столичные департаменты подают темы в контрольное управление мэрии. Там отбираются „важные для москвичей городские проблемы“, это по официальной версии, а на самом деле — те вопросы, ответы на которые либо с большой вероятностью совпадут с интересами властей, либо вариант решения которых чиновников не особо беспокоит».

РЕГИСТРАЦИЯ И НАКРУТКА

Номера при регистрации в «Активном гражданине» никак не отслеживаются, поэтому пользоваться приложением может любой россиянин. С зарубежной сим-карты зарегистрироваться невозможно, так как единственное требование к номеру — это российский код. Решить эту проблему могла бы авторизация через сайт госуслуг, откуда бы и брались все данные о человеке — такой подход помог бы ограничить круг голосующих до реальных жителей столицы.

Сейчас при регистрации не обязательно указывать даже место жительства, ФИО, дату рождения и пол. Но по мнению Раковой, «учитывая вопросы, которые мы выносим для голосования, никакой верификации специальной быть не может, потому что это резко ограничит количество граждан, которые участвуют в проекте и усложнит саму процедуру».

Кроме того, ход голосования в опросах нигде не отображается. Все результаты публикуются уже обработанными в процентах, поэтому узнать точное количество проголосовавших по отдельному вопросу невозможно. Проследить промежуточные результаты тоже нельзя — голосование идёт максимально непрозрачно. Впрочем, в июне в приложении должно появиться так называемое «Пользовательское голосование» — с его помощью горожане смогут узнать, за что проголосовали их друзья и знакомые.

Логично предположить, что в «Активном гражданине» можно каким-то образом «накручивать» голоса. Ракова отрицает эту идею, ведь, по её словам, «надо скупить 300 тысяч сим-карт, чтобы накрутить [голоса]», так как в каждом голосовании, по её данным, участвуют не менее 250 тысяч человек.

МАХИНАЦИИ И НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА

Идеолог проекта хвасталась, что самое масштабное голосование в «Активном гражданине» было по школьным каникулам — участие приняли более 500 000 москвичей. За этой популярностью стоит агитация родителей на школьных собраниях перед проведением опроса. Родителям раздавали брошюрки с вариантами и требованием проголосовать. На выбор предлагались варианты «четверти», «триместры» и «модули».

По словам министра правительства Москвы, руководителя департамента образования Исаака Калины, вариант, набравший большинство голосов, с 2015-2016 года станет обязательным для всех школ Москвы. Однако это противоречит федеральному закону «Об образовании» и нарушает права учеников и родителей, так как разработка и утверждение образовательных программ — дело непосредственно школы, которая и должна самостоятельно выбирать график учебы. Создание единого для всех общеобразовательных организаций графика каникул незаконно, но голосование всё равно проводилось в «Активном гражданине», несмотря на протесты со стороны родителей. В конечном итоге, результаты в опросе разделились (49% выбрали четверти, а 45% — модули), поэтому единый график вводить не стали, оставив время проведения каникул на усмотрение школ.

Фиктивный гражданин

В 2014 году в Хорошевском районе Москомархитектура через муниципальное собрание попыталась получить разрешение на строительство в сквере торгового центра площадью 120 квадратных метров.

Муниципальные депутаты отказали этому проекту, но вскоре в «Активном гражданине» появился опрос об этой территории — её называли пустырём и предлагали построить на ней магазин, ресторан или дом быта, который и победил.

Бывали и случаи бесследного исчезновения опросов. В номере № 12 (649) газеты «Южные горизонты» за 20-26 апреля 2015 года на странице 6 была опубликована заметка: «Где будет новый парк?». «В этом году в Царицыне появится ещё одна зелёная зона. Это новый сквер у кинотеатра «Эльбрус». Причём облагородить эту территорию решили сами москвичи, проголосовав за неё на портале «Активный гражданин», — сообщалось в газете. Однако на самом сайте портала не удалось найти ни одного упоминания о проведении подобного опроса.

Наконец, по важным для москвичей темам опросы могут просто не появляться.Петицию против установки памятника Владимиру на Воробьевых горах подписало более 53 тысяч человек, но в «Активном гражданине» до сих пор не появилось опроса, нужно ли устанавливать памятник в этом месте, или нет.

ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ

Ещё в декабре 2013 года Ракова говорила: «Мы вырабатываем новый стандарт проведения публичных слушаний, который в ближайший год будем достаточно активно стараться внедрять на практике». Она заявляла, что «рассматривается возможность включения „Активного гражданина“ в процесс проведения публичных слушаний по различным городским проблемам». По ее словам, проект будет запущен, если наладят стопроцентную идентификацию физического лица.

На сайте «Эха Москвы» представители проекта сообщали, что «форма, в которой должны проходить публичные слушания, законом не определена». Это не так — проведение публичных слушаний чётко определено 68 главой Градкодекса Москвы и постановлением правительства Москвы 30 декабря 2008 года № 1258-ПП.

Фиктивный гражданин

Раковой, судя по её ответу на пресс-конференции, об этом известно. «Более того, на сегодняшний день необходимо изменить федеральный закон, который бы давал право субъектам федерации использовать такие форматы. На сегодняшний день есть только общее собрание собственников в жилом доме. Или всех нужно обходить по квартирам, чтобы принять какое-то управленческое решение. Это процесс, который очень сложно реализовать. Можно было бы давать такие системы для населения — берите и голосуйте в электронном виде. Но пока не будет точной системы идентификации и разрешения от федерального закона, реализовать это невозможно», — говорила она.

Впрочем, заменить «Активным гражданином» публичные слушания уже пробовали. В августе прошлого года было объявлено, что по проекту планировки метро от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» слушания пройдут в «Активном гражданине». Похожая ситуация была и с промзоной «Медведково» — помимо проведения реальных публичных слушаний, вопрос о судьбе промзоны также выносился и на голосование в «АГ». На публичных слушаниях или референдумах люди оставляют свои персональные данные, после чего результаты становятся легитимными. В «Активном гражданине» можно проголосовать практически анонимно.

ЗАЧЕМ НУЖЕН "АКТИВНЫЙ ГРАЖДАНИН"

Ракова всегда утверждала: политизировать «АГ» и использовать его под выборы не планируется. Однако, по информации Medialeaks, «Активный гражданин» всё-таки имеет политические цели. «АГ» — это инструмент фиксации и удержания лояльной власти аудитории среди активных интернет-пользователей, а также привлечения новых сторонников власти. При этом механика работы приложения позволяет выявлять предпочтения этих людей, оценивать их социально-экономический статус, а значит впоследствии перед выборами сформулировать понятные и близкие им месседжи избирательной кампании«, — сообщаетисточник. Возможно, именно из-за этого мэрия собирается снизить анонимность проекта и довести за год количество полностью заполненных профилей до 750 тысяч. Также, согласно стратегии развития «АГ», одна из задач проекта — «идентифицировать активных и лояльно настроенных граждан».

Имитацией демократии называет «АГ» юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Фиктивный гражданин

По словам Соболь, для проведения реальных электронных референдумов нужна политическая воля. Такой задачи ни у федеральных, ни у московских чиновников Соболь не видит. На настоящем референдуме нужны злободневные вопросы самих жителей города, считает юрист ФБК. «Закон о референдуме в Москве действует уже 10 лет, и ни одного не электронного референдума в городе еще не было, — говорит Соболь. — Это из-за того, что всегда был блок со стороны мэрии».

Кроме того, Соболь уверена: все шаги, которые принимаются московской мэрией — это перехват инициативы со стороны оппозиционных сил, их позитивной повестки. Например, проект «Наш город» — это, по ее мнению, ответ на «РосЖКХ» ФБК. Фонд пытался предоставить в Мосгордуму документ о публичном контроле за установлением тарифов ЖКХ. Чтобы документ рассмотрели в Мосгордуме, за него нужно было проголосовать определенному количество москвичей. Документ не рассмотрели, а через несколько месяцев появились первые упоминания об «Активном гражданине».

КТО И ЗАЧЕМ ГОЛОСУЕТ

Приложение доступно для смартфонов на базе iOS, Android и Windows — скачать его можно в соответствующих магазинах этих операционных систем. Также проголосовать можно и с компьютера. Таким образом, приложение направлено на более продвинутых пользователей, активно пользующихся смартфонами, и тех, кто знает о версии для десктопных компьютеров — учитывая, что «Активный гражданин» позиционируется в первую очередь как мобильное приложение, о такой возможности знают далеко не все.

Фиктивный гражданин

Согласно главной странице сайта, в системе на данный момент зарегистрировано более 1 миллиона 80 тысяч человек. По официальным данным, 80% пользователей — это люди от 18 до 45 лет. Из них ФИО и дату рождения указали всего 260 тысяч человек. По словам Раковой, в приложении всегда примерно одинаковое количество активных пользователей. В среднем в каждом опросе голосует 250 000 — 300 000 человек — то есть как минимум 25% пользователей открывают «Активный гражданин» регулярно.

Привлекают пользователей к постоянным голосованиям довольно просто — путём призов и подарков. Буквально на втором экране после установки приложения дают понять, что за голосования здесь дают баллы — накопив определённое количество, их можно обменять на призы вроде маек, зонтиков, а также на бесплатные проездные в общественном транспорте. Таким образом, приложение превращается в игру, где главное — результат, и уже неважно, за что именно голосовать. Например, в официальном паблике «ВКонтакте», в котором состоит более 16 тысяч человек, в постах больше внимания уделяется различным конкурсам и розыгрышам, нежели привлечению к опросам подписчиков, 25% из которых младше 18 лет. Впрочем, система подарков тоже подводит — в сети можно наткнуться на отзывы о том, что периодически магазин не работает или товаров нет в наличии, а баллы могут обнулиться сами по себе.

Фото: Василий Хайкин | Йод

Кирилл Мажай

Последние новости