Утвердить новый механизм, благодаря которому главы регионов смогут отказаться от функций, которые, по их мнению, они не смогут реализовать надлежащим образом, предстоит Госдуме нового созыва. Законопроект, подготовленный Минюстом, предусматривает внесение изменений в статью 26.3 федерального закона, регламентирующего принципы организации работы органов государственной власти в регионах. Сейчас в списке полномочий, которые центр делегировал субъектам, насчитывает 117 позиций. Они разделены тематически, и охватывают практически все сферы – от медицинского страхования до регулирования правил охоты.
Правом изымать у определенного субъекта те или иные полномочия в министерстве предлагают в качестве наказания. Мера будет приниматься, если ревизия федерального профильного органа выяснит, что данная функция властями региона выполняется плохо, либо не реализуется вовсе. Вторым основанием для отзыва полномочий станут масштабные катастрофы и бедствия природного характера. Третьей причиной изъятия функций станет проведение в регионе мероприятия федерального либо международного масштаба. В этом случае управление будет осуществляться из центра. Собеседники «КоммерсантЪ» в министерстве отмечают, по данной норме могут быть отозваны отдельные полномочия регионов, задействованных в приеме футбольного мирового первенства-2018.
Четвертым основанием для отзыва функций станет обращение руководителей субъектов. В этом случае удовлетворять ходатайство смогут только глава государства либо премьер-министр, а предельный срок отказа от полномочий составит два года. Получив разрешение на отказ от той или иной функции, регионы должны будут в течение месяца перечислить в казну остаток средств, которые ранее были выделены на реализацию данных полномочий. Это требование планируется узаконить, внеся соответствующую поправку в закон о местном самоуправлении.
По оценке директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, в министерском законопроекте изложено слишком много оснований для изъятия функций, хотя целесообразно ограничиться только стихийными бедствиями и другими ЧС. Также вызывает вопросы и тот факт, что заключение о том, следует ли забирать отказные полномочия, для премьера будут готовить те ведомства, которые впоследствии данные функции переберут.