Напомним, что финансовая группа Промышленные инвесторы, контролируемая Генераловым, владеет в настоящий момент 82% ценных бумаг пароходства. Предполагается, что вырученные от сделки деньги предприниматель потратит на покупку акций компании Трансгарант, подконтрольной Алексею Мордашову.
В далеком 1998 г. Генералов работал у Михаила Ходорковского*. Говорят, что ныне опальный олигарх очень доверял своему исполнительному сотруднику и даже сумел добиться для последнего должности министра топлива и энергетики. Ходили слухи, что Генералов лоббировал в правительстве отсрочки налоговых платежей в бюджет.
Пока Генералов был министром, подконтрольная ему кипрская оффшорная фирма SVG Holding Ltd потихоньку скупала активы российских предприятий. О том, что в стране появился новый олигарх, стало известно, когда компания приобрела за $30 млн. АО Красуголь. После этой сделки бизнесмен перестал быть министром, перевоплотившись в депутата Госдумы, которым он стал не без помощи покойного ныне губернатора Александра Лебедя. Боевой генерал тоже доверял предпринимателю. Бытовало мнение, что между ними было заключено джентльменское соглашение, по которому Генералов должен был инвестировать в Красуголь огромные средства. Однако, став депутатом и получив таким образом неприкосновенность от возможных преследований за серые схемы покупки-продажи предприятий, бизнесмен вскоре продал Красуголь за сумму, в четыре раза превышающую первоначальную стоимость предприятия.
Расставшись с угольной компанией и заработав на этом около $90 млн., г-н Генаралов решил стать владельцем пароходов, купив за $56 млн. ДВМП. На акции предприятия было несколько богатых претендентов, профессионально занимающихся водным транспортом. Это и холдинг Новые программы и концепции Бориса Кузыка, и обслуживающая северный морской путь компания ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер, и специализирующееся на нефтегрузах Приморское морское пароходство, и даже Совкомфлот. Однако по какой-то причине ценные бумаги ушли к Генералову. Поговаривают, что бывший министр транспорта Сергей Франк (кстати, тоже выходец из ДВМП) попросту уступил Генералову этот бизнес. Дело в том, что у предприятия, несмотря на его раскрученный брэнд, были долги на сумму $100 млн.
Официально продавцом ценных бумаг выступал Рашид Мурсекаев, бывший предправления Морбанка, отраслевой структуры Минтранса.
Вообще связи в правительстве не раз выручали Генералова. В начале этого года над империей бизнесмена нависла реальная угроза, когда государство решило продать оставшийся у него 20-процентный пакет пароходства. К тому моменту, как было объявлено о начале торгов, выяснилось, что Альфа-групп скупала на рынке акции компании. В результате, у структуры г-на Фридмана оказалось 5% ценных бумаг ДВМП. После этого миноритарный акционер предложил обладателю контрольного пакета группе Промышленные инвесторы - выкупить свою долю по цене, в несколько раз превышающей рыночную. В противном случае Альфа-эко (дочка Альфа-групп) обещала довести свой пакет до блокирующего. С учетом известной на рынке агрессивной политики консорциума Альфа-групп эта угроза выглядела далеко не голословной. На помощь бизнесмену пришел случай. Незадолго до объявления аукциона министр экономического развития Герман Греф пообещал некоторым бизнесменам вместо первых мест в журнале Форбс тюремные нары. А г-н Фридман как раз накануне попал в этот список. После этого все претензии Альфы к Генералову были сняты, и Промышленные инвесторы победили в конкурсе. Возможно, таким образом Греф решил помочь своему бывшему коллеге.
Как утверждает сам г-н Генералов, ранее в деятельности его структуры не было никакой стратегии одна интуиция. Благодаря ей сегодня в группу Промышленные инвесторы входят 82% акций ДВМП, 100% группы Русский алкоголь, 75% Авиа Менеджмент Групп, по 100% Русского торфа и Русских биотехнологий, а также 97% ГОК Маднеули и 100% компании Кварцит в Грузии, а также Морбанк. По данным Проминвесторов, суммарная выручка всех компаний под ее управлением в 2005 г. превысила $1 млрд.
Следует отметить, что холдинг г-на Генералова косвенно может контролировать финансы морской отрасли страны. Дело в том, что бизнесмен владеет Морбанком, в котором держат свои деньги ФГУП Росморпорт (управляет долями государства в портах), администрации крупнейших портов и несколько судоходных компаний.
То, что предприниматель, возможно, решил расстаться с 20% ДВМП, имеет логическое объяснение. Трансгарант, 50% которого владеет Северстальгрупп, входит в десятку крупнейших железнодорожных операторов страны, эксплуатирует свыше 12 000 вагонов (70% из них в собственности). Возит руду, металлы и нефтепродукты. Дальневосточное пароходство в свою очередь является крупнейшим в России морским перевозчиком контейнеров. Имея в своей структуре железнодорожного перевозчика, предприниматель сможет осуществлять транспортировку грузов не только морем, но и по суше. Если это произойдет, то непонятно, кому бизнесмен уступит свои активы. Ведь передавая ценные бумаги, Генералов захочет обезопасить свой бизнес от недружественного поглощения. Некоторые эксперты склонны полагать, что предприниматель скорее всего обменяет акции ДВМП на аналогичное количество активов, принадлежащих Мордашову в Трансгаранте.