Изображая жертву

«За день до этого мы вылили на босса литров пять воды, не меньше. Немцов, как настоящий режиссер, отрабатывал каждую мелочь: кто с какой стороны должен подбегать, кто что кричать. Даже бутылку одну заставил поменять, там от какой-то минералки этикетка была...»

Столь занятные детали недавнего «нападения» на лидера движения «Солидарность» в Сочи нам рассказал бывший сотрудник его предвыборного штаба. Трудно сказать, говорил ли молодой человек правду (фамилию свою он в любом случае просил не называть), поскольку, как он сам признался, ушел из немцовской команды потому что «денег не платят». Но если это действительно так, то становится понятно, почему политтехнологам Бориса Немцова приходится изобретать столь оригинальные, но малобюджетные пиар-акции.

Подумать только, знаменитый видеосюжет из ток-шоу «Один на один», где Владимир Жириновский выплескивает в лицо Борису Немцову стакан апельсинового сока, до сих пор занимает первые строчки в интернет-рейтингах самых популярных роликов! Эта феерическая история случилась аж в 1995 году, с тех пор подросло, можно сказать, новое поколение избирателей, однако политики не спешат обновлять свой репертуар.

Меняется лишь реквизит. Тогда это был апельсиновый сок, теперь, как уверяют соратники Немцова, нашатырный спирт. Хотя некоторые из журналистов, находившихся 23 марта в непосредственной близости от кандидата в мэры Сочи, уверяют, что пахла жидкость вовсе не нашатырем. Но это все детали, главное – результат. А он, как и 14 лет назад, достигнут. Немцов теперь снова чувствует себя героем-политиком, все аргументы противников которого сводятся к расплескиванию жидкостей. Вот только время меняет этих самых противников: если тогда, подставив лицо под апельсиновый сок, Борис Немцов фактически сработал на стороне действующей власти, то теперь он сам - «жертва режима».

Реклама на веке

Буквально через минуту после нападения представители бюро «Солидарности» нашли исполнителей «теракта». Ими, по определению одного из лидеров предвыборного штаба Немцова Игоря Яшина, были «кремлевские провокаторы» из движения «Наши».

Смена политической ориентации главного героя - пожалуй, главное и единственное различие сценариев 1995 и 2009 года, если не считать вылитых субстанций. В 90-х Борис Немцов входил, без преувеличения, в правящую элиту России, успел посидеть даже в кресле премьер-министра и был одним из «любимчиков» тогдашнего президента Ельцина. А вот Владимир Жириновский, напротив, играл роль главного раздражителя власти, причем, популярность его партии угрожающе росла от выборов к выборам. Главным же способом противодействия лидеру ЛДПР кремлевские политтехнологи того времени избрали афиширование его «бескультурья», «хамства» и «комедиантства», тем самым лишь помогая Жириновскому продвигать свой электоральный имидж...

Теперь Немцов снова в привычных декорациях: он претендует на кресло мэра Сочи. Но антураж предвыборной борьбы – далеко не единственное, что роднит два сюжета. В оригинале местом скандального события была выбрана сверхрейтинговая телепрограмма, которую смотрело полстраны. В сиквеле-2009 – парадная лестница здания, где расположен сочинский штаб Немцова, и аккурат перед началом пресс-конференции. То есть, расчет организаторов акции очевиден: нападение должно было произойти при стечении как можно большего числа журналистов и, разумеется, попасть в объективы фото- и видеокамер.

Главное же сходство сюжетов: и в том, и в другом случае Немцов выступает в роли жертвы. Не нужно разбираться в тонкостях политтехнологий, чтобы понимать, что немалый процент голосов избирателей приобретается именно «на сочувствии». Особенно, если «жертва» противостоит жестокому и всесильному «режиму». Правда, на уровне федеральных выборов этот прием использовать все сложнее: достаточно высок сегодня в стране авторитет «режима» и слишком беспомощной в последние годы выглядит оппозиция, особенно либерально-демократическая. Но вот на муниципальных выборах вполне может сработать.

Вряд ли не понимают этого и оппоненты Немцова, поэтому после инцидента на лестнице в сочинской, да и федеральной, прессе сквозило легкое недоумение. С какой стати «Наши», если это именно они, сделали оппозиционному кандидату столь щедрый подарок? А политолог Юрий Медведев сразу заявил, что акция «похожа на клоунаду». «Мне даже смешно комментировать эти события, - сказал Медведев. – Мальчики на побегушках, нанятые Немцовым и компанией, инсценировали это нападение, которое больше похоже на клоунаду, чем на политическую акцию. Невесть откуда появившийся журналист, якобы догнавший одного из нападавших. Съемка самого события из засады. Видимо, у Немцова не хватает фантазии на то, как привлечь к себе внимание…»

Версию политолога подтвердил и бывший работник штаба Немцова, дозвонившийся к нам в редакцию. При всей анонимности этого источника, рассказанное им, как минимум, соответствует элементарной логике предвыборной борьбы. И вполне отвечает политическому стилю Бориса Немцова, совершенно при этом не согласуясь с задачами его оппонентов.

А буквально три дня назад Немцов снова оказался в роли жертвы – на этот раз сочинского избиркома и милиции, арестовавшей грузовик с его предвыборными листовками. Можно назвать претензии избиркома придирками: ну, подумаешь, даты на агитках проставлены «задним числом», да и типография не та, что официально уполномочена печатать предвыборные материалы кандидатов. Но неужели Борис Немцов, прошедший за последние 20 лет горнила всех мыслимых российских выборов, мог не знать о возможных проблемах с этими листовками?

Разумеется, знал. И шел на это нарушение, судя по всему, вполне сознательно. Потому что один задержанный грузовик и поднявшийся вокруг этого шум стоит гораздо больше 125 тысяч листов бумаги.

В общем, искусство быть жертвой требует особых жертв. И какая, в конце концов, разница, что было в грузовике, а что в бутылках?..

Реклама на веке
Общественной палате добавили совести НДС: преобразование в партию откладывается