К кому уходит Совкомфлот?

Сегодня стало известно о том, что руководство контролируемой государством компании Совкомфлот, которую возглавляет бывший министр транспорта РФ Сергей Франк, намерено в конце нынешнего года провести IPO.

Все это происходит на фоне скандала по поводу увода денежных средств «Совкомфлота» в зарубежные оффшоры, а также объединения пароходства с «Новошипом».

Напомним, что еще в 2000 году прежний гендиректор «Совкомфлота“ Дмитрий Скарга предлагал продать 40% акций пароходства или его танкерного подразделения на Нью-Йоркской фондовой бирже. Минэкономразвития даже привлекло тогда инвестбанк J.P. Morgan в качестве консультанта по возможной приватизации пароходства. Но когда к власти в «Совкомфлоте» пришел бывший министр транспорта Сергей Франк, планы пароходства изменились. Оно и понятно, ведь тогда активы пароходства могли уйти не «в те руки».

А вскоре новое руководство «Совкомфлота» обвинило Дмитрия Скаргу в нанесении компании ущерба и подало на него и еще нескольких руководителей пароходства в суд. В иске было указано, что ответчики сдавали в аренду суда «Совкомфлота» собственным оффшорным компаниям по заниженным ставкам. Эти оффшоры, в свою очередь, пересдавали суда в аренду, но уже по рыночным тарифам. А разница и агентский сбор за поиск клиентов осели у оффшоров-ответчиков. Любопытно, что некоторые топ-менеджеры, подозревающиеся в совершении этих сделок, до сих пор работают в компании.

Реклама на веке

Но два года назад сам г-н Франк оказался замешанным в похожем скандале. Сенаторы написали письмо в Генпрокуратуру, попросив разобраться в сделке компании “Совкомфлот», заказавшей строительство трех ледовых танкеров на сумму $424 млн. у корейской Samsung Heavy Industries, в то время как скандинавская Aker бралась это сделать в два раза дешевле. Не имел ли здесь место «откат», столь практикуемый мздоимцами?

Следующий грандиозный план г-на Франка касался объединения «Совкомфлота» с новороссийским «Новошипом», причем объединения на основе первой компании. Это вызвало массу удивлений у экспертов рынка, так как «Новошип» крупнее «Совкомфлота», и логичней было бы создавать новый холдинг на основе новороссийского пароходства.

Вместе с тем, против такого «союза» выступило Минэкономразвития, заявившее, что без оценки этой схемы, как и всех альтернативных вариантов, сделку проводить не стоит, как нельзя принимать такое решение и без оценки независимого консультанта. Никто не изучал альтернативных вариантов объединения пароходств, например, их реорганизацию с переводом на единую акцию. Вскоре против объединения выступили и высшие члены правительства. Так же отрицательно к этому отнеслись РФФИ и Минтранс.

Но Франк имел в верхах сильное лобби в лице президентского помощника Игоря Шуваева, и судьба «Новошипа», была решена. В настоящее время проходит окончательное объединение компаний.

Примечательно, что, даже не дождавшись процесса слияния, Франк объявил о проведении IPO, против которого он ранее выступал сам. Цели, преследуемые гендиректором «Совкомфлота», пока размывчаты. Но, если учесть, с какой поспешностью Сергей Франк собирается продать 20% будущего пароходства, логично предположить, что он собирается его приватизировать.

Безусловно, в этом нет ничего плохого, ведь известно, что частный инвестор эффективней государства. Весь вопрос состоит в том, кому пойдут эти деньги. Ведь до той поры, пока «Совкомфлот» не принял решение об объединении с «Новошипом», Франк был против IPO, теперь же он ярый сторонник допэмиссии. Точно так же экс-министр выступал против приватизации компании. Может, с изменением положения вещей в его пользу, измениться и точка зрения Сергея Франка?

Реклама на веке
Бензиновая удавка Москва вбухает в дороги 25 млрд. рублей