Так, в июне трикотажных изделий было произведено на 0,5% меньше, чем в мае, плащей на 26,2%, костюмов на 18,3%, брюк на 1,2%, хромовых кожтоваров на 7,8%, юфтевых кожтоваров на 33,7%, обуви на 7,7% меньше, чем в мае. По другим видам продукции легкой промышленности (ткани, чулочно-носочные изделия и сумки) рост хотя и есть, но незначительный в пределах от 1,6% до 5% - который не может перекрыть дефицит положительных показателей, накопленный отраслью за последние годы.
По мнению экспертов, причин сложившейся ситуации много. Как пишет РБК, в их числе недостаточное внимание правительства к перерабатывающим отраслям (в том числе и легкой) промышленности, отсутствие преференций в инвестиционных процессах, высокое налоговое бремя, неорганизованность и бесконтрольность отечественного рынка изделий легкой промышленности, недостаточный заслон для ввоза контрафактной и контрабандной продукции в Россию.
Кстати, по данным Минпромэнерго, общий объем контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности на российском рынке составил в 2005 г. 780 млрд. долларов, что вдвое превышает уровень легального производства и импорта. Все это привело к тому, что , по данным Минпромэнерго, вклад отрасли в промышленное производство в России в настоящее время составляет немногим более 1%, в то время как в 1990 г. ее доля равнялась 11,9%. Кратковременный подъем легкой промышленности наблюдался в 2000 г., но уже через два года отрасль попала в период стагнации. В итоге, по данным Росстата, сегодня уровень загрузки мощностей в производстве хлопчатобумажных тканей составляет 65,8%, шерстяных тканей 20,8%, шелковых тканей 35%, льняных и пенькоджутовых тканей 37,1%, трикотажных изделий 49%, чулочно-носочных изделий 54,4%, обуви 50,4%.
Правда, как пишет Страна. ру, имеющееся оборудование в большинстве своем является морально и физически устаревшим. Ежегодное обновление парка станков и машин в отрасли не превышает 3-4% и осуществляется за счет кредитных средств и собственных средств предприятий, в то время как в экономически развитых странах технологическое оборудование в легкой промышленности обновляется на 14-16% ежегодно.
Но откуда у отечественных предприятий возьмутся средства на реконструкцию производства, если рентабельность в отрасли сегодня составляет 2-4%, да к тому же объем инвестиций в легкую промышленность ничтожно мал из-за недостатка собственных средств предприятий? По оценкам РБК, амортизационные отчисления не превышают 2,5 млрд. рублей, а совокупная прибыль предприятий в 2005 г. составила всего 700 млн. рублей. В результате объем собственных средств у предприятий недостаточен даже для поддержания процесса простого воспроизводства, а ведь для проведения масштабного технического перевооружения отрасли в течение ближайших 5-6 лет необходимы серьезные вложения, которые оцениваются суммой в 300 млрд. рублей. Стагнация, в которую отрасль попала после 2002 г., привела к тому, что легкая промышленность сейчас стремительно теряет кадровый потенциал.
Как заявил недавно в эфире программы В фокусе телеканала РБК генеральный директор компании Формика Илья Хандриков, в последнее время из отрасли ежегодно уходят по 100 тыс. работников. Если эта тенденция сохранится, то, по его прогнозам, через 3-4 года российская легкая промышленность перестанет существовать. Чтобы хоть как-то сохранить отрасль и улучшить ее положение лоббисты от легкой промышленности просят правительство ввести ряд отраслевых льгот, подчеркивает РБК. Речь идет об отмене уплаты НДС при ввозе основных средств, освобождении налога на имущество, отмене импортных пошлин на оборудование, о выделении субсидий из бюджета для возмещения процентов по кредитам и, конечно же, о конкретных действиях властей в борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией.
Правительство со своей стороны обещает помочь легкой промышленности, пишет РБК. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в 2005 г. в Минпромэнерго была образована Межведомственная рабочая группа для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза товаров легкой промышленности на территорию России.
Кроме того, Министерство промышленности и энергетики совместно с заинтересованными ведомствами на основе предложений 47 субъектов Российской Федерации разработало план мероприятий по развитию легкой промышленности на 2006-2008 г.г., ориентированный на решение главных проблем отрасли. Насколько эффективными окажутся меры, покажет время.
Сегодня же можно констатировать, что наиболее заметным действием чиновников из Белого дома на Краснопресненской набережной в этом направлении стало принятие 23 января 2006 г. постановления Правительства РФ 29 о снижении норм ввоза гражданами товаров и изделий для личных нужд с 50 до 35 кг, в котором также установлена периодичность пересечения границы один раз в месяц вместо одного раза в неделю.
Но если учесть, что в последнее время роль челноков в насыщении отечественного рынка импортным ширпотребом заметно снизилась, подобные меры можно считать выстрелом из пушки по воробьям.