За последний год в российских городах начали функционировать 1,6 тыс. торговых точек, кафетериев и ресторанов под зарубежными торговыми марками. За этот же период закрылось 1,5 тыс. заведений аналогичного профиля. Эти цифры являются средними между периодом бурного расширения зарубежных брендов, который отмечался в 2013-2014 годах (тогда на 314 закрывшихся магазина и кафе пришлось 1234 новых), и периодом умеренного упадка в 2014-2015 годах (тогда 991 точка начала функционировать, 1024 – прекратили).
Вместе с тем, отмечается в аналитике консалтинговой компании «Магазин магазинов», бренды, которые предпочитают открывать магазины по продаже только своей продукции, приходят на российский рынок достаточно неохотно: за год монобрендовые точки в России открыли 40 новых торговых марок, хотя в минувшем, более кризисном сезоне, таковых было около 60. Впрочем, ушли с отечественного рынка только 5 сетей.
По мнению генерального директора «Магазина магазинов» Дмитрия Бурлова, бурное закрытие магазинов и столь же активное открытие новых говорит о том, что в сегменте розничных продаж идут оптимизационные процессы. Прежняя тактика, когда неприбыльные торговые точки одной сети дотировались за счет успешных магазинов того же бренда, исчерпала себя, - прибыль вторых перестала покрывать убытки депрессивных магазинов, добавляет глава отдела торговых помещений CBRE Марина Малахатько.
Эксперты отмечают, чаще всего новые торговые точки открывают бренды, специализирующиеся на продаже одежды, а также организации общественного питания. Лидерами являются Adidas, Subway и Ecco. Не менее активно развиваются бренды, предлагающие товары для детей, косметические средства и широкий спектр товаров для дома и гаджетов, в частности, Samsung. Малахатько отмечает, местом открытия новых магазинов такие сети, как правило, выбирают средние города с численностью жителей от 300 тыс. до 500 тыс. человек. При этом в случае с Adidas новые магазины пришли на смену двум сотням закрытых торговых точек. А вот города-миллионники по-прежнему перенасыщены брендовыми магазинами, как следствие, количество закрывшихся магазинов оказалось на 93 больше, нежели вновь открытых.