Согласно предложению российской стороны, все государства-участники Евразийского экономического союза должны будут обеспечивать наличие на упаковке продовольствия, в составе которого имеются модифицированные компоненты, легко читаемого и заметного значка «ГМО». Соответствующее требование предлагается закрепить в профильном техническом регламенте сообщества. В Роспотребнадзоре пока не стали регламентировать параметры данного значка. Зато прописано место его расположения – он должен соседствовать с единым знаком обращения продукции на рынке Таможенного союза, и иметь аналогичный размер, но не меньше 5 мм.
В пояснительной записке к предложению отмечается, что новые правила маркировки позволят покупателям в более доступной и полной форме получать сведения о применении в том или ином продовольствии организмов, полученных методами генной инженерии. В надзорном ведомстве не стали оглашать ориентировочные сведения о том, какой сегмент отечественного продуктового рынка занимают товары с ГМО, и какие риски для здоровья несет ее потребление.
По действующим правилам, маркировка о наличии ГМО проставляется на продукции, массовая доля модифицированных организмов в которой составляет более 0,9%. При этом текст сообщения о применении ГМО должен быть напечатан одним шрифтом с перечнем ингредиентов.
Недовольство новым предложением выразили поставщики товаров из государств Евросоюза, которые, согласно инициативе, также должны будут маркировать рассчитанные на рынок ЕАЭС партии продукции значком о наличии ГМО. Они утверждают, что выполнение данного требования создаст дополнительные препятствия в товарообороте. Но профильная комиссия данные возражения отклонила.
По мнению главы исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, необходимость информационной кампании о присутствии ГМО в продуктах вызывает множество вопросов, поскольку значительное количество россиян в принципе не осведомлены о том, что представляет собой генная инженерия.
Отметим, в 2007-2012 годах московские ритейлеры провели кампанию по добровольному оснащению продукции, не содержащей ГМО, соответствующей маркировкой. Однако эксперимент не позволил четко выявить, насколько учитывают потребители информацию об отсутствии модифицированных организмов при решении о покупке того или иного товара.