Особенности омской социологии

Особенности омской социологии
Скандал в Омске с «заказными» соцопросами показал, что российские регионы снабжают федеральные министерства дезинформацией. После того как мэр Омска Виктор Шрейдер стал победителем в номинации «Лучший глава муниципального образования» в конкурсе, организованном Минрегионом, на родине соискателя разразился скандал.

Выяснилось, что данные социологических исследований, которые легли в основу заявки мэра Шрейдера на участие в конкурсе муниципалитетов, были, скорее всего, сфальсифицированы. Эксперты считают, что вполне возможно такая практика снабжения дезинформацией используется повсеместно в России.

Механизм дезинформации прост. Сначала муниципальные предприятия выигрывают федеральные гранты (скажем, в том же Минрегионе), затем на деньги федерального центра муниципалитетом якобы проводятся соцопросы – под своим «жестким контролем». Причем сама мэрия и выступает заказчиком! Итог закономерен. «Объективное» исследование превращается в панегирик.

По информации омского «Регионального центра по связям с общественностью», в ноябре на территории Омска было проведено пять социологических исследований и опрошено 2 тысячи респондентов по заказу мэрии Омска. Почему пять? Чтобы не устраивать открытый конкурс, а раздать деньги без тендера по «своим» фирмам, грант разбили по 100 тысяч рублей. В качестве подрядчиков фигурировали омские организации: ЗАО «Универсал-Информ», маркетинговая компания «Uno Marketing», ООО «НПО Ориентир» и Омский маркетинговый центр «Интервью». Обработка собранных материалов проводилась под контролем представителей мэрии Омска.

Реклама на веке

«Достоверность информации, полученной в ходе соцопроса населения, может быть подтверждена или опровергнута только в том случае, если есть возможность сравнения с другими подобными исследованиями, - поясняет ведущий специалист ЦСПИиК Галина Баженова. – Наша организация не раз проводила опросы населения в Омске. Каждый раз мы фиксировали высокую степень неудовлетворенности горожан в таких сферах как ЖКХ, здравоохранение, молодежная политика, трудовая занятость».

Спешка, с которой были организованы соцопросы в Омске, выдает явную ангажированность. По мнению экспертов, составленные анкеты абсолютно не соответствуют техзаданиям, которые подписал вице-мэр Омска Сергей Аношкин. К примеру, в техзадании говорится о том, что в опросных листах должно быть не менее 50 вопросов, в реальности их в четыре раза меньше.

«Анализ содержания анкеты позволяет утверждать, что основной целью исследований является подтверждение высокой оценки деятельности мэра населением Омска, - подчеркнула Баженова. - Омские социологические организации достаточно профессионально проводят «поле» и в принципе, в случаях совместной работы с ними, их не в чем упрекнуть. Однако в данном случае жесткий «контроль» со стороны заказчика мог повлиять на качество и достоверность полученной информации в нужную для мэра сторону. Вопросы анкеты не адаптированы к пониманию их сути людей разного уровня образования - они просто не понимают, о чем их спрашивают. Не соблюдается принцип анонимности – в самом начале анкеты респондента просят сообщить свои ФИО, телефон и адрес проживания… (По методике ВЦИОМа они должны быть внесены в маршрутный лист, а не в анкету) Ну и какие ответы о деятельности местных властей после этого мы получим?!»

Видимо, именно данные этих опросов и ушли в Минрегион, сотрудники которого были дезинформированы относительно реального положения дел в Омске. Ведь ни в одной из анкет не прозвучали острые вопросы, которые в настоящее время омичи задают мэру Виктору Шрейдеру. Это касается и незаконной продажи родственникам своего зама муниципального рынка по мизерной цене, и реализации почти за бесценок 100 тысяч квадратных метров земли в парковой зоне отдыха Зеленый остров и незаконное финансирование из бюджета близких Шрейдеру общественных организаций в период его избирательной кампании весной этого года.

Как сообщил источник в прокуратуре Омской области, в настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении омского мэра. В этой связи, как полагают эксперты, становится понятна логика Виктора Шрейдера. Он просто хочет усидеть в кресле. А для этого все средства хороши. Особенно новое общественное звание. Тот факт, что Минрегион отметил омского градоначальника в качестве успешного руководителя, говорит лишь о том, что дезинформация оказалась в нужное время в нужном месте.

Реклама на веке
Нет коалиции Жилищно-коммунальная Дума