В связи с этим возникла опасность того, что Ликсутов будет передавать крупные господряды своим друзьям, сообщили корреспонденту The Moscow Post борцы с коррупцией.
Внезапная смена собственников «Мосметростроя»
Строительство метро в столице уже давно превратилось в один из самый доходный вид бизнеса, связанный с транспортной инфраструктурой. Ведь город инвестирует в развитие московской «подземки» миллиарды рублей. На данный момент этот сектор рынка уже поделен, так что влезть туда со стороны почти невозможно.
До недавнего времени важную роль в стройке метро играл председатель совета директоров ОАО «Мосметрострой» и первый заместитель гендиректора Евгений Кашин, однако на днях он внезапно покинул компанию, а свою долю продал близким к вице-мэру Максиму Ликсутову предпринимателям. Так что теперь ОАО «Мосметрострой» полностью перешел под контроль Искандера Махмудова и Андрея Бокарева!
Напомним, что до этого Кашину вместе с другими топ-менеджерами принадлежало 49% «Мосметростроя», но теперь эти акции перешли к бывшим партнерам по бизнесу господина Ликсутова, а вся полнота власти в «Мосметрострое» сосредоточилась в руках гендиректора «Мосметростроя» Сергея Жукова.
Особенности «откатной схемы»
Прием, поговаривают, что на самом деле поговаривают, что ни Кашин, ни другие топ-менеджеры не хотели продавать Бокареву и Махмудову свои акции «Мосметростроя», но пойти против воли основателей «Трансмашхолдинга» они не могли.
В деловых кругах Москвы поговаривают, что друзьям Ликсутова нужен был полный контроль над «Мосметростройем», а Кашин, который всегда выступал против вывода активов из компании, в последнее время крайне мешал Жукову.
Все дело в том, что «Мосметрострой» регулярно выигрывает тендеры на строительство московского метро, а значит имеет все основания на реализации так называемой «откатной схемы». Она заключается в том, мэрия по заранее согласованному плану заключает контракт на строительство по завышенной цене, а затем разница в стоимости работ «откатом» возвращается обратно к чиновникам.
Именно из-за риска осуществления подобной схемы и крайне подозрительным выглядит тот факт, что «Мосметростроем» «заправляют» бывшие партнеры по бизнесу заместителя мэра Москвы.
Ликсутов связан с «Трансмашхолдингом»?
Разумеется, что глава департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов уже продал свою долю в ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) своим партнерам Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву и другим менеджерам . Ранее им принадлежало 50% минус одна акция.
Причем, Ликсутов получил за сделку больше, чем заплатил за блок-пакет французский концерн Alstom. Напомним, что «Трансмашхолдинг» является крупнейшим в России производителем подвижного состава для метро. А ведь на покупку новых вагонов для метрополитена Москвы выделено 41 млрд руб. Эксперты считают, что Ликсутов продал свои акции «Трансмашхолдинга», чтобы его не обвиняли в прямой связи с Бокаревым, чьи структуры будут теперь выигрывать конкурсы по закупке вагонов и строительству метро.
Но знал ли мэр Москвы Сергей Собянин перед назначением Ликсутова на эту должность, что его бизнес партнёр хочет купить «Мосметрострой»? Вероятнее всего, ему должно было быть известно об этом заранее, так как он не мог не знать о планах того, кого назначает курировать московский транспорт.
Впрочем, с учетом того, что семья Сергея Собянина, по слухам, так же связана с дорожным строительством через «Аэродромдорстрой», то, возможно, мэр Москвы прекрасно понимает Ликсутова!
Рейдерство «в неявном виде»
Более того, ходят слухи, что к партнерам Ликсутова перешел после серии «рейдерских захватов»! Так еще в 2011 году ООО «Центрстрой» выиграло аукцион по продаже 100% акций компании, предложив почти 7,6 млрд руб. при стартовой цене в 2,19 млрд руб. Причем, этот аукцион проходил с явными нарушениями!
Одним из главных претендентов на «Мосметрострой» был глава совета директоров компании, бывший владелец санкт-петербургского Промстройбанка Владимир Коган или дружественные ему структуры. В конце 2011 году Коган продал свой пакет топ-менеджерам «Мосметростроя», контрольный пакет достался его генеральному директору Евгению Кашину.
А затем Кашина «отодвинули» от руководства «Мосметростроем» в интересах Бокарева и Махмудова, так что все это крайне походит на обыкновенный рейдерский захват, прошедший при участии Ликсутова…
«Олигархический» министр?
Кстати, интерес Ликсутова к новым активам абсолютно понятен, ведь он ранее всю жизнь занимался бизнесом. В итоге, в рейтинге богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes за 2013 год вице-мэр Москвы Ликсутов занял 157-е место с капиталом в 650 млн долларов США .
Ликсутов утверждает, что, став чиновником правительства Москвы, продал принадлежавшие ему пакеты «Аэроэкспресса» (12,5%), «Трансмашхолдинга» (8%) и «Трансгрупп» (25%). В собственности семьи Ликсутова, по его словам, остался лишь ресторан в Таллине. Любопытно, что еще с августа 2013 года вступил в силу запрет для госслужащих владеть счетами и активами за рубежом.
Так не нарушает ли Ликсутов закон тем, что его семья занимается за рубежом ресторанным бизнесом?!!
«Финансовая империя» господина Ликсутова?
Поговариваю, что, чтобы сохранить контроль над своими активами (в том числе и зарубежными), вице-мэр Ликсутов даже развелся с женой! А ведь до развода Ликсутов с женой владел другими зарубежными активами, а именно ООО «ДЕЛЬТА-ТРАНС-ИНВЕСТ» и ООО «ТрансГрупп АС» . Этим компаниям, как указали российские борцы с коррупцией, в свою очередь принадлежит «Аэроэкспресс» , крупнейший железнодорожный перевозчик автотранспорта РейлТрансАвто, ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая» и много других фирм.
Отметим, что Ликсутов действительно сильно привязан к бизнес-структурам, так как с 2009 по 2010 год занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс» а так же являлся членом совета директоров ООО «Аэроэкспресс» .
Кстати, именно эта структура и обеспечивает доставку пассажиров поездами от московских аэропортов до вокзалов. Более того, Ликсутов являлся одним из акционеров «Аэроэкспресса» .
После того, как он стал главой столичного Департамента транспорта реклама «Аэроэкспресса» в городе и его доходы резко возросли. Так не лоббирует ли Ликсутов интересы «Аэроэкспресса» в ущерб другим коммерческим структурам?!!
Заместитель Собянина и сейчас ведет бизнес?
При этом одним только лоббизмом «Аэроэкспресса» Ликсутов явно не ограничился! Ведь среди бизнесменов-транспортников Москвы уже давно ходят слухи, что Ликсутов лоббирует интересы Alstom, а ряд крупных российских компаний уже не раз в судах обжаловали тендеры в транспортной сфере, которые проводит мэрия Москвы .
Более того, москвичи уже всерьез обсуждают степень влияния олигархического капитала на мнение городского руководства в «дорожной сфере»!При этом, есть подозрения, что Ликсутов и сейчас продолжает заниматься бизнесом, находясь в кресле чиновника! Ведь в середине февраля 2014 года стало известно, что крупная государственная корпорация продает 25% «Аэроэкспресса» компании , которая наполовину принадлежит Татьяне Ликсутовой, бывшей жене заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова. Сумма сделки оценивается в 550 млн рублей.
Покупателем выступает та самая «Дельта-Транс-Инвест», входящая в «ТрансГрупп АС». А вот эстонской компанией Transgroup Invest AS, по версии российских оппозиционеров, на паритетных условиях владеют Татьяна Ликсутова и частный инвестор Сергей Глинка, однако в деловых кругах Москвы ходит версия, что на самом деле всю деятельность Transgroup Invest AS контролирует именно Ликсутов.
А раз в феврале 2014 года его экс-жена приобрела еще 25% «Аэроэкспресса», то значит, что «ликсутовский» бизнес будет лишь разрастаться. Впрочем, на фоне этого у экспертов уже появились подозрения, что своими связями с «Аэроэкспрессом» и «Трансмашхолдингом» Ликсутов может нарушать целый перечень федеральных законов. Похоже, что в этом вопросе уже пришла пора разобраться прокуратуре!..