18 июня Олег Дерипаска представил премьеру предложения по поддержке автоэкспорта, о чем «Коммерсант» узнал от источников, знакомых с ситуацией. Премьер эту идею поддержал и поручил МЭР и первому вице-премьеру Игорю Шувалову проработать предложенные меры.
В частности, ГАЗ предложил финансовые и нефинансовые меры поддержки. К первым относятся: сокращение стоимости экспортного финансированная, например, снижение ставки рефинансирования под страховое покрытие ЭКСАР с 9% до 5%; ускорение механизма льготного финансирования экспорта и предоставления права субсидировать экспортные контракты большему количеству банков (на данный момент есть только у ВЭБ и в перспективе появится у Росэксимбанка). Ко вторым относятся: снижение импортных пошлин на зарубежных рынках на комплектующие, которые используются для создания экспортных модификаций авто; субсидирование затрат на логистику и издержек на сертификацию техники; введение программ льготного автокредитования и лизинга и для экспорта авто; инициация мероприятий по снижению пошлин по линии ВТО; ускорение создания зон свободной торговли с разными государствами.
На данный момент из России экспортируется не так много автомобилей. У того же ГАЗа за прошлый год в другие страны было продано 17 тысяч авто, у АвтоВАЗа – 51,7 тысячи авто, у КамАЗа – 6 тысяч авто. Впрочем, Минэкономразвития утверждает, что уже в этом году (с января по апрель) отечественные автопроизводители нарастили экспорт. Дмитрий Медведев ранее обращал их внимание на то, что девальвация рубля предоставляет им новые экспортные возможности, которыми нужно воспользоваться. ГАЗ, например, подготовил или готовит привлекательные модели для поставок за рубеж, сообщила вице-президент группы Елена Матвеева.
Сами производители также неоднократно говорили о планах нарастить экспорт, в частности, на фоне падения спроса внутри страны. Многие из них, по данным издания, готовят свои предложения по поддержке экспорта Минпромторгу. В то же время Минфин указывает на необходимость бюджетной эффективности таких мер. Для того чтобы такие программы были эффективными замгендиректора «Рено Россия» Игорь Титов накануне предложил изменить критерии к оценке эффективности экспорта.