Роскосмос игнорирует премьера?

Российская космическая отрасль, похоже, остается в глубоком кризисе, но профильный вице-премьер Дмитрий Рогозин нашел причину и виновных. Чиновник пожаловался премьер-министру на то, что его поручения о реформировании Роскосмоса не были выполнены, и именно из-за этого ракетную сферу преследуют сплошные неудачи.

На прошедшем на днях совещании у Дмитрия Медведева Дмитрий Рогозин заявил – неисполнение поручений главы правительства о реформе Роскосмоса находится в «прямой зависимости» с провалами в отрасли в последнее время. Это уже не первый выпад чиновников Белого дома в адрес руководства Федерального космического агентства - в нынешнем месяце премьер-министр уже объявлял выговор Владимиру Поповкину за ненадлежащее исполнение обязанностей, повлекшее ряд крупных аварий.

Дмитрий Рогозин, в свою очередь, собирается подготовить отчет об ответственности конкретных лиц за неудачные пуски ракет и свою версию кадровых перестановок в отрасли. В августе вице-премьер, напомним, предложил объединить авиационную и космическую промышленность. О реформе отечественной космонавтики заговорили после июльской аварии ракеты-носителя «Протон-М» на космодроме «Байконур». Судя по всему, после мирового позора Рогозин находился с таком гневе, что даже предложил своего кандидата на должность главы Роскосмоса, объявив работу Поповкина неэффективной. На пост руководителя ведомства замглавы правительства предложил кандидатуру статс-секретаря, замминистра промышленности и торговли Игоря Караваева.

Вполне вероятно, считают наблюдатели, после проведения реформы в отрасли и возможные кадровые решения в рамках Федерального космического агентства и будущей Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Поповкин все же покинет свое кресло. Хотя бы потому, что сам Рогозин явно не хочет прослыть неэффективным куратором, несущим персональную ответственность за происходящее в ОПК.

Реклама на веке

Вместе с тем до сих пор непонятно, когда Россия возобновит старты «Протонов-М». Глава Роскосмоса сообщал, что первый после июльской аварии запуск ракеты-носителя запланирован на вторую половину сентября, но на самом деле дата пока не определена. У Федерального космического агентства, судя по всему, опять все не слава Богу. Не успел Владимир Поповкин заявить о готовности специалистов к запуску очередной ракеты-носителя – с «Байконура» сообщили о том, что в ходе заключительных проверок ракеты со спутником Astra 2E была выявлена неисправность, которая уже привела к задержке работ и сдвинула пуск на более поздний срок.

Источники на космодроме также сообщили о том, что только к концу нынешней недели должны быть начаты работы по снятию с ракеты неисправного блока и его замены. Скорей всего для этого придется отстыковать головную часть от космического аппарата.

В планы запусков российских космических аппаратов вмешалась и казахстанская сторона – министр охраны окружающей среды РК Нурлан Каппаров заявил, что Астана настаивает на переносе запуска очередной ракеты-носителя «Протон-М» до завершения работ по полной детоксикации зараженной после июльской аварии территории «Байконура». Хотя источники в Роскосмосе говорят, что все уже очищено, вся работа по детоксикации закончена. Но, видимо, партнеры уже боятся доверять российскому космическому ведомству.

Теперь на «Байконуре» говорят о том, что сдвиг по запуску очередной ракеты-носителя может сдвинуться максимум на две недели и это может произойти в начале октября. Эксперты отрасли выразили надежду, что годовой план запусков будет выполнен, несмотря на все сложности и напряжение.

Напомним, 2 июля после старта отклонился от курса и взорвался «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС – это сорвало весь план работы ракет. Расследование причин ЧП показало, что блок датчиков угловой скорости был установлен вверх ногами да еще к нему применили «силовое воздействие». В итоге спецкомиссия обязала Роскосмос снабдить датчики «защитой от дурака», исключающей их неправильный монтаж.

В конце минувшей недели Поповкин сообщил о том, что меры уже приняли – форма датчиков угловой скорости для ракет будет изменена так, что их нельзя будет установить неправильно, даже приложив силу. Пока Владимир Александрович пытается «назначить виновных», напоминая собой крестящегося мужика после грянувшего «грома» - расследование крушения «Протона» взято на контроль на самом высшем уровне.

Ряд чиновников-руководителей Космического центра им. Хруничева, впрочем, уже уволены – именно местные специалисты создавали ракету. Роскосмос же отставки вновь обошли стороной и это весьма странно, учитывая, что Россия (бывшая космическая сверхдержава) уже неоднократно «отличилась» на весь мир своими аппаратами, которые больше напоминают рожденных ползать.

Специалисты давно говорят: проблема в том, что российской космической отрасли не везет с реформаторами. Вместо людей уровня Сергея Королева или Михаила Янгеля, создававших советские технологические империи и думавших на десятилетия вперед, космосом руководят политики-карьеристы. Судя по всему, они просто неспособны провести модернизацию и технического перевооружение предприятий, обновить кадровый состав. Все осталось на уровне обещаний, в теперь Рогозин, по сути, начинает с нуля, создавая вместо одного Роскосмоса два.

Времени потеряно много, при этом бюджетных денег в отрасль вбухано еще больше. Однако, по всей видимости, они шли не на созидательную работу или повышение зарплат специалистов, которые нужны сегодня, как воздух, а на доходы руководства космических предприятий. Фактически космосом управляют выходцы из Минобороны, далекие от конструкторской мысли, а курирует все это – выпускник МГУ с дипломом журфака.

Неудивительно, что и Счетная палата РФ, проверив насколько эффективно используются госресурсы в космической отрасли, пришла к неутешительному (хотя и ожидаемому) выводу – отрасль неэффективна несмотря на увеличение инвестиций из бюджета почти в 2,5 раза. Согласно заключениям аудиторов, в Роскосмосе сложилась не просто неэффективная архитектура организации: «фактически действует система коллективной безответственности за формирование и реализацию государственной политики в этой сфере».

В то же время руководство американского аэрокосмического агентства NASA в лице Чарльза Болдена заявляет, что именно США в ближайшие 50 лет останутся лидером в космических исследованиях. В бюджетное планирование штатов, по его словам, уже заложены планы высадки человека на астероид к 2025 году и пилотируемый полет к Марсу в 2030-х годах.

Недавно NASA сообщила о запуске космического зонда «Вояджер-1», который покинул Солнечную систему, выйдя в межзвездное пространство. Это первый аппарат в истории человечества, добравшийся на столь огромное расстояние - примерно в 18,4 миллиарда километров от Земли.

Самая амбициозная миссия американцев на Марсе – запуск марсохода Curiosity, запуск Китаем спутника вокруг Луны, лунная программа Индии – похоже иностранных специалистов только подогревают неудачи «Великой России».

Но и Владимир Поповкин уже не выглядит рьяным «борцом с коррупцией» в своем ведомстве. Да и сам чиновник, похоже, нервничает, позволяя себе грубить Рогозину и игнорируя поручения премьера Медведева. Показательны и претензии Счетной палаты – аудиторы отмечают: в 2010-12 годах Россия запустила на орбиту меньше половины спутников от запланированного количества. Так, в августе прошлого года российский аппарат не удалось вывести на расчетную орбиту, а в 2010 сразу три спутника утонули в Тихом океане. Да и нынешний год Роскосмос успел отметить двумя авариями – кроме последнего взрыва на Байконуре, еще в феврале ракета «Зенит» рухнула в море через 20 секунд после старта. Ущерб от подобных аварий исчисляется десятками миллиардов рублей, в частности последнее ЧП с ракетоносителем «Протон» ударило по бюджету РФ 4,4 миллиардами.

По словам директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, главная причина проблем оборонки заключается не только в том, какие сейчас есть структуры, кем они возглавляются – личностный фактор безусловно присутствует. «Главное кроется не в этом, я долгое время работал в оборонке и знаю, о чем говорю. В советское время в оборонной промышленности был полный запрет на применение любых импортных деталей – ни одного винта не было китайского, все было только отечественное, - сообщил политолог «Веку». – Второе, поставка комплектующих и сами комплектующие – все детали проходили очень тщательную проверку представителями заказчика. Это люди, которые были облечены мощнейшими полномочиями, их невозможно было купить, и даже мысли такой ни у кого не возникало. Сейчас этого тоже нет. Одна структура существует, вторую создают – причина то все равно останется».

Реформа, если ее начинать по-настоящему, надо снизу, считает эксперт. Ввести тщательный контроль за технологиями. Если бы в советское время произошло то, что случилось с «Протоном-М» - без особых долгих разбирательств посадили бы не только рабочих, поставивших датчик вверх ногами, но в первую очередь того, кто принимал эту работу, говорит Хомяков.

«Будут ли заказчики серьезным образом проверять то, что нужно проверять. А возможные перестановки связаны, на мой взгляд, не столько с улучшением качества продукции, сколько с финансовыми потоками и прочими вещами, которые далеки от того, чтобы получить позитивный конечный результат», - полагает эксперт.

Плюс раньше, чтобы поставить какое-то изделие на производство, оно должно было пройти массу испытаний. По словам Валерия Хомякова, это был длительный тяжелый труд, который давал положительный эффект. «Сейчас этого, на мой взгляд, тоже нет, судя по тому, что говорят мои знакомые, которые до сих пор работают в ВПК. Во времена СССР была жесточайшая конкуренция между главными конструкторами. Военно-промышленная комиссия говорила, какое нужно изделие, с какими техническими характеристиками. Специалисты получали задание и спустя время предъявляли результаты – параметры, стоимость, надежность и так далее. Комиссия делала вывод, чей вариант наиболее подходит. Сейчас этой конкуренции нет. Монополизм, который присутствует в ВПК – одна из бед отрасли. Ну Роскосмос сделали, ну и что? А конкуренция внутри страны есть? Надо создавать несколько таких центров, которые между собой бы конкурировали, доказывая, что именно их вариант необходимого изделия более эффективен. Так что отрасли не лидера не хватает, а множества лидеров – генеральных конструкторов. Если этого не сделать, все останется как было – и это будет очередное сотрясание воздуха. Внутри отрасли идет громадная перетряска, и люди начинают заниматься не тем, что внутри и думать о работе, а как бы им подняться в кресло повыше».

Реклама на веке
Лукашенко назвал "Уралкалий" банкротом Багажные риски «Домодедово»