Ставка на «Стройгазконсалтинг»
Как известно, строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) уже давно стало поводом для крупных скандалов. Причем, часть из них была связана с выборами подрядных организаций. И вот, когда, наконец, началось строительство первой очереди ЦКАД, выяснилось, что этот тендер выиграл холдинг «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. Теперь этот холдинг выполнит госзаказ на строительство ЦКАД за 48,9 млрд руб. - на 3,5 млрд меньше предельной цены.
Любопытно, что Манасир выиграл этот конкурс у Crocus Group Араса Агаларова и АРКС (25% принадлежит Геннадию Тимченко). Сразу после победы на этот тендере в экспертном сообществе начались разговоры о возможной связи Зияда Манасира и главы «Автодора» Сергея Кельбаха.
Ведь по условиям победитель конкурса получает контракт жизненного цикла на 23 года на обслуживание дороги. Согласно условиям контракта, подрядчик будет строить и обслуживать дорогу, а собирать плату и обслуживать систему управления движением будет «Автодор» или отобранный госкомпанией оператор. Тариф еще не определен, средневзвешенная ставка, по словам председателя правления «Автодора» Сергея Кельбаха, может составить 2,32 руб./км. Государство выплатит инвестору 14,7 млрд руб. в качестве компенсации его вложений с базовой премией к инфляции на уровне не более 4,55%.
Таким образом, у Манасира и Кельбаха по вопросу развития ЦКАД общие интересы могуть быть еще 23 год подряд, так как в этот срок «Стройгазконсалтинг» и «Автодор» будут работать сообща!
Почему Кельбах выручил Манасира в трудную минуту?
По мнению экспертов, «Стройгазконсалтинг» — один из крупнейших подрядчиков «Газпрома». На сайте «Стройгазконсалтинга» сказано, что он строит или построил газопроводы (например, береговой российский участок Nord Stream), административные и социальные здания.
Однако, сейчас для Манасира настали сложные времена, так как с осени 2013 г. «Стройгазконсалтинг» крупных подрядов от «Газпрома» не получает. Знающие люди говорят, что в «Газпроме» были недовольны письмом Манасира секретарю президентской комиссии по развитию ТЭКа Игорю Сечину . Манасир пожаловался, что «Газпром» оплачивает подряды только по факту и задолжал «Стройгазконсалтингу», грозил исками к «Газпрому», но просил комиссию разобраться.
В итоге «Стройгазконсалтинг» фактически остался без своего главного заказчика, так что Манасиру срочно пришлось искать нового государственного партнера для своего холдинга. По странному стечению обстоятельств, им и стал «Автодор», который с газовым строительством никак не связан.
«Откатная» связь?
Однако, почему же Кельбах решил так сильно помочь бизнесу Манасира? Эксперты не исключают, что хозяин «Стройгазконсалтинга» может давать «откаты» главе «Автодора» в виде денег или долей в бизнесе.
Зияд Манасир
Все дело в том, что ранее в СМИ писали, как Зияд Манасир охотно делился долей в своем бизнесе с семьями друзей Виктора Черномырдина и других важных для газового монополиста управленцев. Аналитики предполагали, что, имея общие доли с бизнесе с важными чиновниками, Манасир и обеспечивал себе государственные подряды от того же «Газпрома»
Так что с учетом весьма сомнительной репутации главы «Автодора» Сергея Кельбаха эксперты так же считают весьма реальной версию, что Манасир так же «чем-то поделился» либо с самим руководителем автомобильной госкорпарации, либо с его близкими.
Как нажиться на ЦКАД?
Ранее журналисты уже упрекали Кельбаха в попытке нажиться на строительстве Центральной кольцевой автодороги в Московской области. А ведь этот проект обойдется бюджету в сотни миллиардов рублей! Так, по последним данным на ЦКАД, из Фонда национального благосостояния вскоре будет выделено 150 млрд рублей. Еще порядка 60 млрд руб. будет выделено из Российского фонда прямых инвестиций, еще 74 млрд — из федерального бюджета. Остальные 76 млрд руб. должны предоставить частные инвесторы. Таким образом, если смета не «раздуется», то общий объем финансирования проекта ЦКАД до 2018 года составит 300 млрд руб.
Схема ЦКАД
Вот только сохранность этих денег вызывает серьезные сомнения, так как Следственное управление ФСБ РФ уже возбудило уголовное дело № 678354 о хищении около 9 млрд рублей , выделенных правительством РФ на строительство Центральной кольцевой автодороги.
По версии контрразведчиков, эти деньги были выплачены из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако в результате различных мошеннических схем «неустановленные лица» похитили эти средства. Часть из них была обналичена.
След Кельбаха в хищении 9 миллиардов?
Ходят слухи, что к хищению этих 9 млрд рублей был причастен и нынешний глава «Автодора». Ведь похищены были средства, которые выделялись еще через ФГУ «Дороги России» .
Сергей Кельбах
А ведь ранее именно это ФГУ являлось заказчиком проекта ЦКАД, но в конце 2010 года этот проект передали госкомпании «Автодор». Напомним, что 27 декабря 2011 года Владимир Путин освободил от должности председателя «Автодора» 53-летнего Сергея Костина. На его место был назначен Сергей Кельбах.
Любопытно, но именно Кельбах в 2008 – 2009 гг. занимал должность генерального директора того самого Федерального государственного учреждения «Дороги России» , из которого в неизвестном направлении «утекли» 9 млрд рублей, выделенных на ЦКАД. А так как о будущем выделении 520 млрд рублей на создание ЦКАД на тот момент премьер Владимир Путин объявил 2008 года, то с высокой вероятностью можно предположить, что эти «исчезнувшие» миллиарды были выведены из бюджета именно в тот период, когда Кельбах возглавлял ФГУ «Дороги России»!!!
Похоже, что нынешний начальник «Автодора» господин Кельбах превратил проект создания ЦКАД в эдакую «кормушку» для себя и своих подчиненных. А тот факт, что Кельбах уже отдал 48,9 млрд руб холдингу Зияда Манасира, заставляет задуматься над тем, а не рассчитывает начальник «Автодора» на солидный «откат» от «Стройгазконсалтинга»?!!
На связи с Ротенбергом?
Впрочем, главу «Автодора» Сергея Кельбаха, по всей видимости, партнерские отношения связывают не только с владельцем «Стройгазконсалтинга» Зиядом Манасиром, но и с хозяином ОАО «Мостотрест» Аркадием Ротенбергом, чья компания строит автодорогу Москва—Санкт-Петербург.
Кстати, недавно Счетная палата выявила завышение сметы на строительство участка платной дороги Москва—Санкт-Петербург в Тверской области составило 6,6 млрд руб. !!! Не сложно догадаться, что столь серьезное «раздувание сметы» - это явный признак «распила». А с учетом того, что и Ротенберг, и Кельбах являются членами так называемой «питерской команды», возможность сговора между ними крайне велика.
Аркадий Ротенберг
Более того, аудиторов сильно смутил тот факт, что инвестиции компании Ротенберга в проект дороги Москва—Санкт-Петербург составляют 5,2 млрд руб., а затраты «Автодора» — 1,432 млрд руб. В 2011–2012 годах в проект было вложено 11,8 млрд руб., из них доля исполнителя (то есть «Мостотреста») в общем объеме капитальных вложений составила 2%.
«Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2% при реализации проектов государственно-частного партнерства »,— заявил аудитор Максим Рохмистров.
Таким образом, получатся, что Ротенберг фактически строит частную трассу на бюджетные деньги? Но почему же Кельбах сделал ему подобный «подарок»?! По мнению экспертов, глава «Автодора» вполне мог получить от хозяина «Мостотреста» солидный «откат»!
Похоже, что версию о возможных «коррупционных связях» Кельбаха с Ротенбергом и Манасиром пора проверить следственным органам, а вот Белому дому, по всей видимости, уже стоит задуматься над отставкой главы «Автодора»!