18+
  1. "Севмаш" оказался в доску наш

"Севмаш" оказался в доску наш

Гендиректор крупнейшего в стране оборонного предприятия "Севмаш" Владимир Пастухов покинул свой пост и по «старой доброй» традиции российских чиновников (описанной еще Ильфом и Петровым в знаменитом «Золотом теленке») переместился на больничный в Северодвинск.

Вынужденное затворничество Пастухова понять можно: миллионы, потраченные на исполнение контракта с Индией канули в лету, и теперь их якобы ищет прокуратура и Счетная палата. Пастухова не ищет никто. Человек, вероятно, и в самом деле болен и встревожен: «освоить» такую сумму без серьезных последствий для здоровья удавалось, пожалуй, лишь в шальные 90-е…

Наиболее вероятной причиной увольнения Пастухова эксперты называют срыв сроков контракта с Индией на модернизацию авианосца "Адмирал Горшков". История с контрактом вкратце такова. Соглашение о продаже крейсера военно-морским силам Индии более чем за $1,5 млрд. было заключено в январе 2004 года, в Дели, во время официального визита в Индию министра обороны РФ Сергея Иванова. По пакетному межправительственному соглашению, корпус "Адмирала Горшкова" был передан индийской стороне бесплатно с условием его модернизации на "Севмаше" и оснащения самолетами российского производства, палубными истребителями МиГ-29К.

Государство планировало заработать на продаже самолетов и переоборудовании корабля. Корабль должны были переоборудовать в полноценный авианосец и передать Индии в 2008 году. Россия обязалась также обучить индийский экипаж численностью около 1500 человек и создать инфраструктуру базирования корабля в акватории Индийского океана. Сумма «пакета» составила $2—2,5 млрд. (контракт на переоборудование и прочие «мелочи» оценивался в 1,5 миллиарда долларов).

Предполагалось, что сделка окажется выгодной и Москве, и Дели. Ведь в составе индийских ВМС есть только авианосец "Вихран" 1946 года. Однако не тут-то было. Дальше начались странности, присущие современному российскому государственному строю: он имеет выпестованную вертикаль власти, которая не имеет, как выяснилось, какой-либо практической пользы для страны и ее простых граждан, поскольку на разновеликих верхушках вертикали утвердились не профессионалы, пополняющие денно и нощно казну, а люди без оглядки исполняющие волю верховного начальства, пекущегося в основном о собственном прожиточном минимуме.

Эти качества позволяют им легко перемещаться из одного кресло в другое с кратковременным пребыванием или на больничном, или на Канарских островах среди пальм и сладкоголосых островитянок. Но вернемся к Пастухову. Авианосец на воду так и не спустили. "Севмаш" не справился с этой задачей, а деньги, выделяемые контрактом, почему-то закончились.

Отметим, что Москва уже предлагала Дели пересчитать эту и связанные с ней сделки. Весной этого года во время визита замминистра обороны Индии Шекхара Датта в Россию Москва попросила удвоить процентную ставку по контракту (с 2,55 до 5%) для поставки оставшихся по условиям соглашения 138 истребителей Су-30 (каждая "Сушка" подорожает на $3—4 млн). Необходимость увеличения оплаты обосновали падением курса доллара. Заодно просили пересчитать и стоимость модернизации "Горшкова". Говорили, что просчитались в оценке работ. Одного только кабеля, которым необходимо оснастить корабль, требуется не 700, а 2400 километров!

Выходит, что на «Севмаше» работают никуда не годные экономисты, если так плохо считают. Что говорить о самом руководителе предприятия, для которого этот контракт был, скорее всего, не «одним из», а наверняка судьбоносным для всего предприятия? Специалисты утверждают, что когда заключали контракт по "Адмиралу Горшкову", то сразу было понятно: он невыполним, рентабельность сделки — на пределе, сроки исполнения — нереальные. Для чего же тогда спешили? Хотели перехватить контракт у конкурентов, а там, куда кривая вывезет? Или были иные цели?

В общем, ответы на эти вопросы вполне может ответить со временем и прокуратура, и Счетная палата. Вопрос в том – захотят ли. Известно, что нынче подобные суммы и на таком уровне «осваивают» лишь в том случае, если над головой простирается особой надежности «крыша». Все станет понятным после того, как Пастухова выпишут из больницы: или он отправится поправлять здоровье на одни из курортов с дальнейшим трудоустройством, или его отправят в СИЗО.

Последнее, сразу отметим, маловероятно. В СИЗО у нас без промедления отправляют только тех, кто по тем или иным причинам изрядно набил оскомину власть предержащим: например, арестованного в очередной раз по смехотворному (и главное – недоказанному) делу мэра Архангельска Александра Донского: он изрядно потрепал нервы своими разоблачениями и представителю президента Илье Клебанову, и губернатору Николаю Киселеву. И.о. гендиректора "Севмаша" Эдуард Борисов заявил, что сейчас на предприятии идет переоборудование авианосца, но, к сожалению, средств, которые были выделены при подписании контракта, не хватает. Да и в сроки сложно уложиться.

«Мы строим совершенно новый корабль. Используем только старый корпус, а остальное все меняется», — сказал Борисов. Хотя до сих пор непонятно, откуда у «Севмаша» вдруг появились деньги на строительство нового корабля. Ведь совсем недавно, по данным некоторых СМИ, вопрос с финансированием висел в воздухе. Представители «Севмаша» говорили о том, что они собираются провести новые переговоры с индийской стороной о дополнительном финансировании работ. Но в случае отказа индийской стороны от выставленных предложений заводчане постараются изыскать дополнительные источники финансирования путем подключения «собственных резервов». Выходит, что ни то ни другое пока не решено, а строительство корабля идет полным ходом. Возникает вполне закономерное предположение, что деньги нашлись. Причем в том месте, откуда их можно изъять без особого труда – из карманов налогоплательщиков, многочисленных россиян, которые безропотно отдадут последнюю копейку в обмен на победившую окончательно и бесповоротно стабильность. Ясно, что если новые источники фиксирования были указаны с самого верха, то никакая прокуратура и Счетная палат не станут выяснять, насколько они законны.

Напомним, что схожая ситуация сложилась и с другим, не менее "эпохальным" контрактом — на поставку в Китай 40 военно-транспортных самолетов Ил-76. В 2005 году Москва пообещала Пекину построить их за $1 млрд. Однако недавно провела перерасчет и сообщила: надо еще столько же, чтобы вообще наладить производство этих машин. Похоже, китайцев попросту кинули: китайцы-то не знали, что в России Ил-76 не производят. Но в Москве знали наверняка. Но, видимо, велико было желание обрасти новыми капиталами, что изящно и сделали. И плевать было всем чиновникам, подмахнувшим бумаги, и на конкуренцию на мировом рынке, и на благополучие собственного государства. Свой карман ближе к телу.

Между прочим, эксперты не исключают, что отставка Пастухова только формально связана со скандалом вокруг авианосца "Адмирал Горшков". Известно, что сейчас формируется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), и в судостроении идет серьезная борьба за полномочия и сферы влияния. Ведь речь идет уже о миллиардах. И тот, кто их будет считать, тому и Канарах отдыхать среди пальм и сладкоголосых островитянок.Напомним, что тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) проекта 1143.4 "Адмирал Горшков" построили на Николаевском заводе в 1982 году, передали флоту в 1987-м. Это не авианосец в американском понимании, а самый настоящий ракетный крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Вместо сквозной — из носа в корму — взлетно-посадочной полосы он имеет угловую палубу, на баке (в носу) внешние трубные пусковые установки противокорабельных крылатых ракет "Базальт", в корме — подпалубные револьверного типа пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал".

В советском ВМФ "Горшкова" не называли авианосцем. По легенде советское руководство не желало хоть в чем-нибудь уподоблять наши военные корабли американским. Ведь американские считались "орудием мирового империализма", а СССР было не с руки походить на США. В Индии крейсеру уже дали новое название "Викрамадитья", что в переводе с санскрита означает "Всемогущий".

Последние новости
Еще из раздела «Политика»