18+
  1. Шаймиев делить КамАЗ не будет?

Шаймиев делить КамАЗ не будет?

Сегодня гендиректор КамАЗа Сергей Когогин заявил, что его предприятие в конце 2008 - 2009 году проведет допэмиссию акций примерно на $200 млн. с целью их дальнейшей продажи на рынке.

По словам Когогина, вырученные средства будут потрачены на реализацию программы реинженеринга производства грузовиков, однако объем финансовых ресурсов руководитель завода не задавал. Между тем, по мнению ряда экспертов, выпуск ценных бумаг связан с планами правительства Татарстана завладеть заводом вместе с крупной финансовой структурой.

За активами завода, расположенного в Набережных Челнах, уже много лет охотятся такие структруры, как КамАЗ-капитал, представляющий интересы правительства Татарстана, Внешэкономбанк и Внешторгбанк. Причем война между ними идет нешуточная.

В настоящее время официальными акционерами предприятия являются Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом /34,01%/, Внешторгбанк /17,17%/, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан /11,6%/, KAMAZ International Managient /3,82%/, Сбербанк /2,82%/.

Государство давно уже собиралось продать свою долю завода. Так, глава МЭРТа Герман Греф заявлял, что ценные бумаги будут выставлены на аукцион уже в этом году. Однако этому воспротивилось правительство Татарстана.

В августе прошлого года правительство республики наряду с некоторыми другими акционерами КамАЗа передало свои бумаги в уставный капитал компании ОАО КамАЗ-Капитал. Кто именно является окончательными владельцами фирмы, неизвестно. Но аналитики предполагают, что за этой компанией стоят Внешторгбанк и правительство Татарстана. Еще в 2002 году банк заключил соглашение с республиканским правительством о сотрудничестве в промышленной сфере. ВТБ осуществлял кредитование завода, а взамен предприятие перевело на него свои финансовые потоки. Участники рынка не исключают, что Внешторг мог приобрести еще 6,78% акций КамАЗа у ЕБРР.

А уже в октябре 2005г. Внешэкономбанк (ВЭБ) потребовал через суд взыскать с автозавода $151 млн. задолженности по кредиту, предоставленному КамАЗу девять лет назад EximBank of Japan под гарантии российского правительства. Эти средства были потрачены на восстановление двигателей после пожара на заводе. Но рассчитаться по кредиту КамАЗ не может до сих пор. На предприятии заявили, что выплата долга может привести к ухудшению финансовых показателей или потребует дополнительных займов. В таких условиях стало крайне невыгодно выставлять ценные бумаги, в результате правительство РФ решило ограничиться снижением своей доли до 25%.

В апреле этого года КамАЗ-капитал заявил о том, что в ближайшее время увеличить пакет в автозаводе с нынешних 20% до 30%. Любопытно, что целью создания этого предприятия всегда декларировалась консолидация блокирующего пакета акций автозавода на случай, если после приватизации 34,01% акций этот госпакет достанется недружественным КамАЗ-Капиталу и его учредителям структурам.

Еще одним претендентом на КамАЗ считается Рособоронэкспорт. Так, Сергей Чемезов прочно обосновался в совете директоров завода. Кстати, ходили слухи, что интрига с требованием ВЭБа вернуть долги была инициирована именно этой структурой.

Многие опасаются, что если Рособоронэкспорт получит абсолютную власть на КАМАЗе, то, вероятнее всего, повторится схема действий в Тольятти, когда на АвтоВАЗе появились представители силовых структур, контролировавшие процесс передачи власти на заводе.

Аналитики не исключают прихода на КамАЗ Базэла, контролируемого г-ном Дерипаской, и Северсталь-Авто, владельцем которого является Алексей Мордашов.

Как сказала в беседе с обозревателем Века руководитель клуба банковских аналитиков Марина Медведева, разговоры о том, что в настоящее время на КамАЗе идут предпродажные подготовки, ходят давно. Вполне возможно, что правительство Татарстана вместе с КамАЗ-капитал нашли стратегического партнера по выкупу ценных бумаг предприятия. Маловероятно, что иностранные инвесторы после всех скандалов будут связываться с активами завода. Скорее всего, участниками будущей сделки могут стать Внешэкономбанк или Внешторгбанк. Участие Дерипаски маловероятно, так как г-н Шаймиев - такой собственник, что он вряд ли выпустит завод из своих рук и будет с кем-то делиться. Ему интересно в качестве партнера иметь финансовую структуру, владельцем которой является государство.