18+
  1. «Скромный» Вайншток

«Скромный» Вайншток

«Скромный» Вайншток
Рынок не перестает муссировать слухи о возможной отставке Семена Вайнштока. Сам Семен Михайлович «скромничает», заявляя, что тешит себя надеждой, что Владимир Путин отправит его на заслуженный отдых. Впрочем, Вайншток, скорее всего, лукавит.

Ведь та система, которую он выстроил, позволяет кормиться от нефтяной трубы очень многим, не исключено, что и самому главе «Транснефти».

Напомним, что назначение Вайнштока лоббировал в свое время вице-премьер Аксененко. Поговаривали, что таким образом бывший руководитель МПС пекся об интересах главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова. Ведь Вайншток долгие годы работал с Алекперовым бок о бок.

Заняв кресло главы «Транснефти», новый руководитель решил по-своему ее «реформировать». Как писали СМИ, была прекращена работа Правительственной комиссии по вопросам использования систем магистральных нефтегазопроводов и нефтепродуктопроводов, созданная специально в 2000 году по постановлению Правительства России №67 для создания конкурентоспособной среды, распределения экспортных нефтяных квот и контроля экспорта. Упразднение правительственной комиссии фактически явилось началом разрушения системы государственного контроля за использованием экспортных магистральных нефтепроводов и связанных с ними финансовых потоков.

Отметим, что сегодня «Транснефть» объединяет все магистральные нефтепроводы России, она создана в 1993 г. У государства 75% акций “Транснефти” (100% голосов), привилегированные акции обращаются на рынке. Выручка «Транснефти» за девять месяцев 2005 г. по МСФО – 135,4 млрд. руб., чистая прибыль – 41,6 млрд. руб. Цена акции по последней сделке на ММВБ (5 мая) – 55 800 руб.

Государство не так давно вернуло себе поный контроль над компанией. Еще в 1995 г. «Транснефть» выпустила 1,6 млн. привилегированных акций (25% уставного капитала), которые бесплатно получили 70 000 работников этой компании. В 1997 г. совет директоров «Транснефти» принял решение о «консолидации», и компания начала скупать распределенные бумаги. А уже весной 1998 г. бывшие владельцы акций заявили в правоохранительные органы о том, что их вынуждали продавать бумаги по заниженной цене. В первый раз торги акциями «Транснефти» приостанавливались на полтора года в 1999 году. В прошлом году Басманный суд Москвы по ходатайству Генпрокуратуры накладывал арест на все привилегированные акции «Транснефти» — операции с ними не проводились, биржевые торги прекращались. Более того, Генеральная прокуратура потребовала от брокерских домов раскрыть всех клиентов, которые владеют привилегированными акциями «Транснефти». Однако через 6 месяцев дело за давностью было закрыто и все вернулось на круги своя.

Тогда многие посчитали, что близкие к Кремлю структуры захотят выдавить неизвестного миноритария. Ведь после того, как «Интеррос» избавился от 20% акций «Транснефти», информация о том, кому они теперь принадлежат, остается тайной. Называются имена как Абрамовича, так и Дерипаски, но никто из них в своей причастности к этим активам так и не признался. Между тем, как полагает ряд независимых экспертов, возможно, этими активами владеет сам Вайншток.

Кстати, в прессе не раз проходила информация, что «Транснефть» дает «теневой» доступ к трубе коммерческим структурам. Косвенным свидетельством того является спровоцированный в марте 2006 года скандал из-за ограничения доступа конкурирующей с «Лукойлом» государственной ОАО НК «Роснефть».

В настоящее время идет процесс и «Транснефтепродукта». Об этом президент Путин подписал указ еще весной.

Вообще, тема слияния "Транснефти" и "Транснефтепродукта" в единый холдинг появилась после крупного конфликта "Транснефти" и трейдеров "Роснефти" из-за претензий по формированию графика прокачки нефти по ряду экспортных направлений во втором квартале 2006 года. Конфликт стоил кресла представителю РФ в КТК Олегу Гордееву и вице-президенту "Транснефти" Сергею Евлахову.

В ближайшее время 100% акций ОАО «Транснефтепродукт» будут приватизированы путем внесения их в качестве вклада России в уставный капитал «Транснефти» в порядке оплаты государством размещаемых «Транснефтью» дополнительных обыкновенных акций.

Почему же сейчас Семен Михайлович заговорил об отставке? Что это, показная скромность, или его в самом деле хотят подвинуть?

Контракт с Вайнштоком истекает 13 сентября. К тому же, 5 октября ему исполнится 60 лет и он вступит в пенсионный возраст.

Как заявил "Веку" аналитик ИК "ВИКА" Алексей Павлов, «Вайншток, вполне возможно, действительно уйдет. Но от его ухода ничего не изменится. Те проекты, которые реализует «Транснефть», это ВСТО, БТС и.т.д., как при Вайнштоке, так и без него будут реализовываться. В этих вопросах он не является ключевой фигурой. Для акционеров это хорошо. Многие ожидают, что с его уходом изменится дивидендная политика. Ведь в последние годы «Транснефть» стала владеть всей прибылью дочерних компаний. А по уставу она должна платить определенный процент чистой прибыли по РСБУ. В результате дивиденды по «префам» сильно упали. Акционеры считают, что если Вайншток уйдет, все вернется на круги своя. Но это маловероятно, потому что все дорогостоящие проекты «Транснефти» придется реализовавать, а кредиты они не берут, значит будут брать деньги с прибыли».

Получается, что слухи об отставке, кроме самого Вайнштока, никому не выгодны. Ведь если он действительно является миноритарным акционером компании, то на фоне роста ценных бумаг холдинга Семен Михайлович сейчас может неплохо заработать. Да и потом, пока Вайншток контролирует доступ к трубе, в том числе возможно и «теневой».