Железнодорожный монополист настаивает на том, чтобы дифференцированный механизм образования тарифов на грузовые перевозки вступил в силу уже в будущем году. Об этом заявил президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров. Основным параметром для индексации расценок станет класс груза. Таковых насчитывается три – грузы, приносящие низкий, средний и высокий доход. Кроме того, не исключено, что при ценообразовании будет учитываться и конкретный вид грузов. Белозеров отметил, что в ближайшее время намерен презентовать новый механизм на совещании под руководством профильного зампреда правительства Аркадия Дворковича. Если предложения будут одобрены, то они должны учитываться при формировании бюджета на будущий год, пояснил Белозеров.
Действующий сейчас механизм перекрестного субсидирования не позволяет железнодорожному монополисту покрыть убытки от перевозок низкодоходных грузов. Вместо ожидаемых 7,5% доходная ставка остается на уровне 2,7%. Это произошло после того, как нефть, перевозка которой приносит наибольший доход, стала транспортироваться при помощи трубопроводов. Как следствие, основной объем грузовых перевозок приходится на продукцию с низкой доходностью. В частности, перевозка угля для «РЖД» нередко оборачивается прямыми убытками. По подсчетам Белозерова, разница в доходности от перевозки грузов различных классов в годовом выражении составляет минус 90 млрд рублей от желаемого показателя.
Согласно первому варианту, разработанному экономистами предприятия, дифференциации ставок в зависимости от классов грузов можно избежать, если повысить все действующие тарифы на 6,8%. Однако эта цифра на 2,3% больше утвержденного ранее антимонопольной службой максимального уровня индексации на будущий год.
Второй вариант основан на дифференциации, при которой стоимость транспортировки грузов первого класса вырастет на 8,2%. Исключение будет сделано для угля и руды. Стоимость их перевозки, а также всех грузов второго класса, увеличится на 6,8%. Что касается транспортировки черных металлов, отнесенных к третьему классу, то она вырастет на 4,5%. Что касается других наименований третьего класса, то их перевозка будет осуществляться по ценам 2016 года.