В официальных пресс-релизах компаний сообщается что инвесторы намерены расширить портфель заказов предприятия, который сформирован до 2010 года. Для этого предполагается снизить себестоимость продукции за счет концентрации производства и оптимизации производственных площадей предприятия. Между тем как стало известно Веку территория завода планируется отдать под жилье.
Верфь Алмаз была основана в 1901 году и специализируется на военном кораблестроении. За всю историю предприятия корабелами Алмаза построено и передано заказчикам более тысячи катеров и малых кораблей.
Некоторые источники сходятся в том что продавцом судоверфи стал Алан Казбеков, бывший партнер предпринимателя Кахи Бендукидзе по Объединенным машиностроительным заводам. В 2002 г. ОМЗ консолидировали около 80% Алмаза, но в 2004 г. вывели свой судостроительный бизнес в компанию Морские и нефтегазовые проекты. По имеющейся информации, в настоящее время владельцем 80% акций СФ Алмаз, является нынешний ее директор Леонид Грабовец, именно он и решил уступить свои ценные бумаги.
В этой истории становится непонятным, почему оборонное предприятие, производящее суда для военно-морского флота, и доход которого составляет 236 млн. руб. уходит в частные руки. Ведь эта компания имеет заказы в области военного и гражданского судостроения. Современные эллинги фирмы позволяют производить полный цикл строительства кораблей в цеховых условиях до спуска корабля на воду. В настоящее время Алмаз, планировал построить шесть десантных кораблей на воздушной подушке (ДКВП) Зубр для флотов двух стран. Судно своем роде уникально: оно является самым большим в мире десантным кораблем на воздушной подушке и может перевозить 150 тонн полезной нагрузки на расстояние 300 морских миль за 3-4 часа. Судно способно к молниеносным действиям во время проведения десантных операций, а также осуществлению высадки солдат и транспортной техники на необорудованный берег. Вооружение корабля составляют две пусковые установки МС-227 с боезапасом из 66 реактивных снарядов и две артиллерийские установки АК-630М скорострельностью до 5 тыс. выстрелов в минуту для защиты от нападения с воздуха.
Разгадку следует искать в том что 17 марта правительство Санкт-Петербурга и ФГУП Рособоронэкспорт заключили соглашение о сотрудничестве. Предполагается, что структуры Валентины Матвиенко, заключили с оборонщиками негласное соглашение по которому их ведомство переводит свои заказы на ОАО Морской завод Алмаз, а власти города отдают земли верфи частным компаниям.
Бывший гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский, утверждает что Алмаз Не представляет большого интереса как судостроительное предприятие, НКП приобрел акции завода только ради земли.
Президент группы компаний Аверс Михаил Зельдин оценивает сделку по покупке Алмаза минимум в 50 миллионов долларов. А гендиректор компании РМС-оценка Петр Козин полагает, что контрольный пакет верфи мог обойтись примерно в 75-80 миллионов.
Девелоперы уже несколько лет мечтают добраться до промзоны на Петровском острове, говорит Зельдин. Это удалось лишь в прошлом году, когда один из учредителей НКП Ленстройматериалы приобрел расположенный по соседству с Алмазом пивзавод Бавария и тут же закрыл его. Как заявлял прошлой осенью предправления Ленстройматериалов Дмитрий Игнатьев, территорию Баварии планируется застроить жильем.
Козин полагает, что и на территории Алмаза имеет смысл строить именно элитное жилье. Эта земля находится на некотором удалении от крупных городских улиц и при этом имеет выход к воде, рассуждает он. На месте верфи, говорит он, можно построить 200 000-250 000 квадратных метров жилья, вложив не менее $1000 в 1 квадратный метр.
Как утверждает гендиректор Алмаза Леонид Грабовец, Ленстройматериалы в ближайшее время приобретут другую производственную площадку, куда будут переведены заказы Алмаза. Мы сидим на дорогой земле, рано или поздно пришлось бы подвинуться.
Крайне странное заявление для человека всю жизнь посвятившего обороноспособности страны, зато вполне логичное для бизнесмена.
По мнению ряда экспертов, Россия при переводе оборонных заказов на другое предприятие потеряет около $1 млрд. Сколько приобретут, чиновники из администрации С.-Петербурга, сказать сложно, ведь на период проведения саммита, под шумок можно сделать что угодно.