18+
  1. Сыграем ли реквием по березовой рощице?

Сыграем ли реквием по березовой рощице?

Как стало известно Веку, вчера 38 депутатов Госдумы направили обращение Президенту РФ Владимиру Путину с требованием не допустить подписания главой государства нового Лесного кодекса России, одобренного недавно парламентским большинством. В документе отмечается, что принятый в новой редакции Лесной кодекс несет российским лесам более значительную угрозу, чем интенсивные рубки и лесные пожары, по многим причинам. Как поясняют авторы обращения, лесное законодательство подменяется земельным (уже не леса будут определять режим использования пригодных для их выращивания лесных земель, а, наоборот, целевое назначение земель, на которых располагаются леса, будет определять их использование, охрану, защиту и воспроизводство (ст. 6 п.2 ЛК). При этом формы собственности на леса подменяются формами собственности на земельные участки (ст. 8 ЛК), оборот которых регулируется Гражданским кодексом РФ.

В своем заключении на принятый в первом чтении проект Лесного кодекса Вы справедливо отмечали, что лесное и земельное законодательство выступают в российской правовой системе в качестве отдельных отраслей законодательства и что в законопроекте (статьи 7. 42 и другие) понятие лес нередко подменяется понятием земли и земельные участки. В новом Лесном кодексе Ваша концепция полностью проигнорирована, что открывает возможности для приватизации лесов без введения частной собственности на них путем изменения целевого назначения занятых лесами земель, - говорится в обращении депутатов к Владимиру Путину. Таким образом, путем внесения незначительных поправок, открывающих путь к растаскиванию лесного фонда, игнорируется Ваш второй важнейший постулат о недопустимости приватизации лесов. Авторы документа обращают внимание главы государства и на то, что леса переводятся в категорию движимого имущества, поскольку п. 1 ст. 16 законопроекта О введении в действие нового Лесного кодекса исключает леса из категории недвижимого имущества, а ст. 22 этого же законопроекта делает регистрацию прав на леса необязательной. Это делается вопреки содержащемуся в Вашем заключении напоминанию о том, что ст. 130 Гражданского кодекса РФ относит лес к недвижимому имуществу, - говорится в обращении. При этом депутаты высказывают опасения в том, что подобный подход к лесам может открыть широкие возможности для криминала. По заявлению депутатов, новый Лесной кодекс разграничивает полномочия не адекватно формам собственности на леса. Так, в перечне полномочий органов государственной власти РФ (ст. 81 ЛК) отсутствуют владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в федеральной собственности. Такими полномочиями наделяются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 82 ЛК) и органы местного самоуправления (ст. 84 ЛК) в отношении участков, находящихся в их собственности. При этом площадь таких лесов мизерна она не превышает 1% общей площади лесного фонда страны. Что касается существующей системы государственного управления лесами, то, по убеждению авторов обращения к Владимиру Путину, новый Лесной кодекс ее окончательно разрушает. Лесхозы, как низовое звено системы государственного управления лесами, подлежат преобразованию в другие организационно-правовые формы (ст. 11 ФЗ О введении в действие нового Лесного кодекса), что после многочисленных реформ этой системы за последние 10-15 лет лишь углубит кризис в управлении лесами. Новая организационная структура низового звена управления лесами в законопроекте не прописана, а упоминаемые в нем лесничества не имеют соответствующего правового статуса. Два года назад была уничтожена лесная охрана, ранее министерство, государственный комитет по лесу. Теперь очередь дошла до бесправного, по сути, Агентства лесного хозяйства Минприроды. Все это, по мнению депутатов, составляет стройную систему уничтожения управления лесом как сложнейшей экосистемы. Авторы обращения к главе государства убеждены также в том, что замена разрешительного порядка лесопользования заявительным (ст. 4 ФЗ О введении в действие нового Лесного кодекса) не позволит создать эффективный механизм борьбы с нелегальными рубками и нелегальным оборотом древесины, а также с коррупцией в лесном секторе экономики страны. А отмена ст. 74 действующего лесного кодекса, которая регламентирует проведение лесоустройства государственными лесоустроительными организациями, неизбежно приведет к разрушению организационной структуры лесоустройства и, как следствие, к разрушению системы государственной инвентаризации лесов, ухудшению прозрачности деятельности по обеспечению государственного управления лесами, к коррупции. Введение же дополнительных ограничений на пребывание граждан в лесу под предлогом обеспечения их безопасности при выполнении работ (п. 5 ст. 11 ЛК устанавливает, что такие ограничения могут вводиться чиновниками на любой срок и на любой территории) депутаты считают совершенно необоснованным и недопустимым, поскольку это может привести к нагнетанию социальной напряженности в регионах.