Эксперты не сомневаются, что единственный получатель этой льготы – ТагАз, поскольку именно по этой дороге идут на ТагАз автокомлпектующие с китайских заводов Chery и BYD, а также от корейского партнера таганрогцев – производителя сборочных комплектов для Веги. Следует признать, что в последние два года ТагАЗу приходится несладко.
Кредит Сбербанка на 6,3 млрд. рублей висит у него на шее тяжелым камнем. Банкиры уже давят на предприятие судебными разбирательствами, попутно откусывая по чуть-чуть с его счетов на погашение долга. И это далеко не единственная головная боль таганрогского автопроизводителя. Всего завод задолжал около 20 млрд. рублей по кредитам разной степени срочности. К тому же деловая репутация ТагАЗа была серьезно подмочена международным шпионским скандалом, который разгорелся осенью.
В 2009 году с конвейера завода сошел автомобиль С-100 (Вега), который производители позиционируют как первый полностью отечественный автомобиль. Все бы ничего, да только чудо отечественного автопрома оказалось уж слишком похожим на Chevrolet Lacetti, который выпускается корейским концерном Daewoo. Американский автомобильный холдинг General Motors, являющийся владельцем Daewoo, заподозрил плагиат и обратился в суд. По версии истца, проект С-100 умыкнули у GM и преподнесли заводу на блюдечке два перебежчика, сегодня работающие в южнокорейском представительстве ТагАЗа.
Вскоре после этого заявления местная полиция возбудила уголовные дела против руководства «ТагАЗ – Корея», а директор представительства даже повесился в подвале собственного дома. Возможно, чтобы как-то замять этот скандал и несколько ослабить долговую петлю, 5 июля менеджмент ООО«ТагАЗ» решил перерегистрировать сборочное производство на новое юридическое лицо - «Таганрогское автопредприятие» («Тагавтопром») и перевести на него бóльшую часть рабочих. При этом сотрудников заставили написать заявление об увольнении по собственному желанию, пообещав переустроить их на «Тагавтопром». Правда, не всех, а только самых лучших.
Изменился и географический вектор сборочной кооперации. От корейских Hyundai завод планирует перейти к выпуску китайских BYD. Официально Hyundai и ТагАЗ отношений не разрывали, однако слухи о том, что это произойдет не сегодня-завтра, упорно циркулируют в среде экспертов по автопрому. Льгота от ФСТ не станет для ТагАЗа спасательным кругом: завод выгадает на транспортировке немногим более 10%.
Главный вопрос, на который до сих пор нет ответа – кто стоит за лоббированием интересов ТагАЗа в федеральном центре. В том, что такое лобби существует, можно доказать от противного. Сама идея сборки китайских машин на территории России имеет мощный противовес в лице Минпромторга, возглавляемого Виктором Христенко. Чтобы продавить решение в пользу «китайцев», требовалась сила, перед которой даже Христенко козыряет по стойке «смирно».
«Для ТагАЗа сложилась не самая приятная ситуация: отношения с южнокорейской Hyundai дали «трещину», а существенная долговая нагрузка остается тяжелым и неразрешимым бременем для завода. Вероятно, для правительства поддержка автомобильной отрасли в стране, пусть и производящей транспорт под иностранными брендами, является приоритетным направлением. Таким образом, если не Южная Корея, то Китай пусть взаимодействуют с ТагАЗом, которому предоставляется ряд налоговых послаблений», - прокомментировал «Веку» ситуацию начальник аналитического отдела Московского Фондового Центра Илья Митрофанов.
Есть мнение, что преференции от государства – это только попытка подсластить пилюлю, сделав менее болезненным переход завода в руки нового владельца. По слухам, это должно произойти чуть ли не осенью. Называется даже вероятный претендент – альянс КамАЗ-Daimler. Производители грузовиков готовы погасить часть долгов ТагАЗа и вложиться в его модернизацию. К тому же они согласны оставить заводу его собственное производство легковушек. По непроверенным данным, мощности предприятия также могут быть использованы для сборки некоторых моделей коммерческих автомобилей Mercedes и производства отдельных комплектующих для КамАЗа.
Впрочем, не исключено, что вся ситуация с ТагАЗом – это часть какой-то хитроумной рокировки, результатом которой станет реприватизация завода. Не секрет, что ТагАЗ в период относительного благоденствия был бельмом на глазу у государства и патронируемого им «АвтоВАЗа», которому он прямо наступал на пятки. На ТагАЗе делали неплохой автомобиль, который бил автовазовский ширпотреб по всем параметрам - и по качеству, и по цене. В докризисные годы ТагАЗ попыткам огосударствления упорно сопротивлялся. Но наступил кризис – появился и повод.
Была разыграна классическая комбинация «плохой полицейский – хороший полицейский». Сначала автопроизводителя закошмарили исками кредиторы, и когда казалось, что его песенка уже почти спета, на сцене объявляется ФСТ в белых одеждах и с налоговой поблажкой в кармане. После такого психологического прессинга ТагАЗ, по идее, должен был бы сам свалиться к ногам государства как спелая груша. Версия, конечно, смелая, но с учетом российских реалий вполне правдоподобная.