Тендеры как средство откачки госбюджета?

Пока в Москве коррупционный скандал вокруг ПФР в связи с поставками в фонд компьютерной техники по завышенным ценам набирает обороты, в Волгограде на государственном ОАО Химпром действует зеркальная схема продукция завода уходит к перекупщикам по заниженным ценам. И в том и в другом случае ущемляются интересы государства.

В обоих случаях невыгодные государству сделки заключаются с коммерческими структурами под видом открытых тендеров.

На днях волгоградское ОАО Химпром объявило о том, что тендер на право заключения агентского договора по заключению победителем от своего имени, но за счет ВОАО Химпром договоров на реализацию определенной продукции предприятия, предназначенной для продажи на территории Российской Федерации, сроком на один год, признан состоявшимся. Объявление на корпоративном сайте Химпрома гласит: Тендерным комитетом ВОАО Химпром рассмотрены заявки от двух участников. Победитель получил уведомление в письменном виде.

Имя победителя в конкурсном отборе менеджмент предприятия застенчиво умалчивает. Сам счастливый победитель тоже не выказывает гордости за победу в конкурсе. По крайней мере, публично. Нетипичная, заметим, для такого рода событий закрытость победителя тендера.

Реклама на веке

Как удалось выяснить корреспонденту, победу в конкурсе одержало ООО Промхимия, принадлежащее компании Виктора Вексельберга Ренова Оргсинтез. Промхимия давно уже стала одним из главных фильтров, через которые поступает на рынок продукция, производимая Химпромом. Точнее произошло это в начале нынешнего года, когда, во-первых, было объявлено о создании самой Реновы Оргсинтез, а, во-вторых, стало известно, что Ренова получила в собственность 34% акций химического предприятия. В течение всего года Ренова лоббировала вывод Химпрома из списка стратегических предприятий, что позволило бы рассчитывать на приватизацию уже в будущем году контрольного пакета акций предприятия, находящегося в госсобственности.

Этого не случилось и вопрос с приватизацией откладывается, по крайней мере, еще на год. Однако, Ренова в накладе не осталась, установив практически тотальный контроль над сбытом Химпрома. Естественно, на выгодных для себя условиях. В течение всего года большая часть продукции Химпрома становилась легкой добычей посреднических структур, подконтрольных Ренове (наиболее жирные куски перепадали Промхимии и Технокомпу, компаниям, возглавляемым одним и тем же лицом). Если говорить о цифрах, то ежемесячно сотрудничество Химпрома с посредническими фирмами Реновы обходится предприятию примерно в 26 млн рублей (в последние месяцы больше). Именно столько теряет предприятие на разнице между ценами, по которым продает продукцию посредникам, и ценами, которые можно было бы выручить за ту же продукцию на рынке. Всего же через Промхимию проходит до трети всей выручки предприятия.

До поры о сложившемся частно-государственном партнерстве в деле распределения финансовых потоков волгоградского Химпрома знали не многие. Однако в последний год стремительный рост долгов и убытков госпредприятия, а также износ фондов, грозящий области экологической катастрофой, попали в поле зрения власти и правоохранительных органов. Сначала губернатор Николай Максюта потребовал от правительства проверить Химпром. После него зампред Комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин обратился к генпрокурору Юрию Чайке с запросом проверить наличие злого умысла в действиях руководителей предприятия от государства и их партнеров из Реновы. После основной и дополнительных проверок прокуратура констатировала финансовое состояние Химпрома на текущий момент ужасно и продолжает ухудшаться.

Злые языки утверждают, что с правоохранительными органами у Реновы, по крайней мере, в Волгоградской области все схвачено. Так это или нет, но пока никто, ни генпрокуратура, ни Росимущество (основной акционер), ни Ренова (миноритарный акционер) не ответили на простой вопрос - почему убыточный завод продает аффилированым структурам миноритарного акционера продукцию ниже рынка. Акционерам убытки, трейдерам прибыль. Все бы ничего, но главный акционер - государство.

После прокурорской проверки Ренова спешно инициировала две вещи. Внеочередное собрание акционеров с вопросом о доверии гендиректору Химпрома Станиславу Лосеву, и - официальный тендер на агентское обслуживание Химпрома в 2007 году, который официально и выиграла Промхимия. Единственно, что не учли в Ренове, создавая иллюзию рыночности, так это еще одну завершающуюся проверку аудиторами Счетной Палаты. Если аудиторы посчитают, что долги появились при молчаливом согласии Росимущества, то для Валерия Назарова, у которого давние трения с Сергеем Степашиным, появляется интрига, похлеще той, что скрыта в яйцах Фаберже.

Ведь Валерия Назарова уже пытались подозревать в занижении цены федеральной собственности. И именно глава Счетной палаты Степашин упрекал его в 2004 году в занижении стоимости питерского городского пакета акций "Гранд Отеля Европа", который был "продан за бесценок".

Надо отдать должное непотопляемому чиновнику, но почему внимание журналистов по Химпрому так взбесило пресс-службу Росимущества, которая лихорадочно начала рыскать по всем редакциям с неуместными вопросами об источниках интереса?

Лишнее внимание к выстроенным вокруг Химпрома сбытовым схемам Ренове действительно не нужно сегодня. Потому и появились в Волгограде модные теперь методы оптимизации и повышения эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции, то есть тендеры. По условиям тендера, его победитель, то есть Промхимия может рассчитывать не менее чем на 5% комиссии. Это уже выше рынка, ведь обычно премия посредников на этом рынке колеблется от 1% до 2%. Убыточные же предприятия, к числу которых уже не первый год относится Химпром и эти жалкие 2% стараются не отдавать посредникам. В нашем случае Промхимия привыкла закупать на Химпроме продукцию по ценам в разы уступающим рыночным. По некоторым видам товаров эта разница иногда достигала 400%. Согласно условиям выигранного Промхимией тендера, цены на свою продукцию Химпром будет определять сам. Зато Промхимия (хоть это и не обязательное конкурсное условие) будет предоставлять сбытовикам Химпрома маркетинговые исследования по состоянию рынка, то есть консультировать, в том числе и по вопросам ценообразования. До сих пор обеим сторонам процесса всегда удавалось договариваться о ценах. Иначе откуда четырехкратный дисконт для дружественного трейдера-консультанта?

Реклама на веке
Пекло губит урожай Рейдеры бранятся только тешатся