18+
  1. В России не хватает квалифицированных летчиков

В России не хватает квалифицированных летчиков

Человеческий фактор – уязвимое место в обеспечении безопасности полетов. И, по мнению представителей российских авиакомпаний, решать вопрос необходимо совместно с аэропортами – то, как самолет будет подготовлен к полету не менее важно, чем мастерство экипажа.

Профессионалы нужны как в воздухе, так и на земле. Но для того, чтобы они появились, необходимо не только качественное образование, но определенные поправки в законодательстве.

Как сообщил газете "Век" генеральный директор авиакомпании "Красные крылья" Константин Тетерин, в последние 15 лет в России сложилась абсолютно неприемлемая ситуация с подготовкой квалифицированных летчиков. По мнению Тетерина, пилотировавшего с 1988 по 2005 год самолеты "Аэрофлота" и "Трансаэро", пилотов необходимо готовить, в первую очередь, в средних учебных заведениях, где основной упор делается именно на практическую подготовку. В отличие от вузов, из летных училищ уже через 2 года и 10 месяцев выходят квалифицированные специалисты. Также, по словам Константина Тетерина, участие в начальной подготовке пилотов может и должно принимать РОСТО (бывший ДОСААФ), нужно развивать малую авиацию.

В S7 весь персонал проходит многочисленные тренинги. По словам заместителя генерального директора по общественным связям авиакомпании Игоря Волкова, у S7 есть свой учебный центр в Домодедовском районе, где проходят подготовку экипажи самолетов. «Но основную проблему – подготовка пилотов в связи с нехваткой соответствующих учебных заведений – наш учебный центр все-таки решить не может», - заметил представитель авиакомпании S7 при разговоре с корреспондентом газеты «Век». Ровно как и предполетный медицинский осмотр, который, по мнению Игоря Волкова, является одним из основных средств обеспечения безопасности полетов в S7.

В случае проблем со здоровьем летчики и бортпроводники не будут допущены к работе – практика давняя. Но далеко не самая эффективная. «У нас пилоты меньше летают и меньше зарабатывают», - говорит Константин Тетерин. – «На медкомиссиях пилотов проверяют как космонавтов на Западе. Зачастую пилоты просто скрывают свои заболевания, ведь после 40 лет фактически накладывается запрет на профессию летчика». Тетерин считает, что преломить ситуацию возможно за счет увеличения нормы полетов у летчиков, которая должна быть зафиксирована в трудовом законодательстве. «Это приведет как к повышению квалификации пилотов, так и к увеличению их заработка», - продолжает Тетерин. – «Нужно более интенсивно готовить пилотов в летных училищах. Пилоты-инструкторы должны теснее взаимодействовать с авиакомпаниями и иметь большой опыт полетов. А сейчас зачастую инструкторы знают летное дело лишь в теории… Кроме того, аэропорты и авиакомпании должны нести равную ответственность за пассажиров».

В аэропорту "Домодедово" считают, что для обеспечения безопасности полетов какие-либо дополнительные меры не нужны. Как сообщили газете "Век" в пресс-службе "Домодедово", ежегодно около 5 тысяч сотрудников проходят подготовку в соответствующем учебном центре. Он создан в 2003 году на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД РФ. Часть специалистов стажируется в Израиле и США. Есть взаимодействие с аэропортами США, израильским аэропортом Бен-Гурион. Все без исключения сотрудники аэропорта проходят проверку на предмет алкогольной и наркотической зависимости.

Пресс-служба аэропорта "Внуково" вообще отказалась от комментариев по данному вопросу. Там лишь сообщили, что всеми проблемами, касающимися законодательного урегулирования прав и обязанностей персонала в отрасли, занимается "Росавиация". Во «Внуково» готовы соблюдать все нормы, выработанные этой организацией. Но не более того.

Совершенно другое мнение - у «Шереметьево». По мнению заместителя директора Дирекции по правовым вопросам аэропорта Дмитрия Занкина, обеспечение безопасности полетов с точки зрения требований к персоналу – вопрос крайне актуальный. В частности, в настоящее время законодательством не предусмотрено, чтобы сотрудники, подозреваемые в алкогольном опьянении на рабочем месте, проходили медицинское освидетельствование. Этот вопрос «Шереметьево» подняло еще в начале этого лета – на форуме «Транспорт России-2007» в Сочи, и предлагало обсуждать не только в рамках авиации, но и всей транспортной отрасли. Сейчас сотрудник может отказаться от такого освидетельствования. Что порождает определенные трудности при его увольнении – необходимы реальные факты, а не догадки «придирчивого работодателя».

Как сообщил газете "Век" Дмитрий Занкин, "есть необходимость в едином подходе к требованиям, предъявляемым к летному составу и наземному персоналу в авиационной отрасли. Например, установление при медицинском освидетельствовании одной из пяти различных степеней опьянения порождает споры, и только факт алкогольного опьянения будет иметь юридическое значение. Лучше бы, конечно, было введение двух, а не пяти состояний – либо человек пьян, либо нет. Как у лиц, управляющих наземным транспортом – автобусом, машиной…»

По мнению Занкина, также нужны единые нормы для персонала аэропортов и авиакомпаний, на основе которых будут приняты дисциплинарные кодексы. «И, что является немаловажным, необходимо выстраивать четкий диалог между аэропортом и авиакомпанией, чтобы совместными усилиями контролировать дисциплину труда и, при необходимости, быстро совместно реагировать».