Губернатор Чукотки и самый богатый человек в России известен своими дорогими и эксцентричными приобретениями. Так, летом 2003 года олигарх купил футбольный клуб $100 млн. и с тех пор потратил на приобретение футболистов более 400 миллионов фунтов стерлингов. С тех пор любимая игрушка успела надоесть, а посему Абрамович решил, что пора прекращать вкладывать в клуб миллионы долларов, и неплохо было бы начать на ней зарабатывать. Любопытно, что недавно шумиха вокруг «Челси» возникла… в турецкой части Кипра. Там строится пафосный курорт для миллионеров, который хитроумно назвали в честь английского клуба «Челси». Теперь весь Кипр уверен, что курорт строится на деньги знаменитого российского богача.
Разочаровавшись в футболе, губернатор Чукотки решил разжиться новеньким двухпалубным супер-самолетом на 850 пассажиров за $300 млн. Правда, с лайнером вышла загвоздка. Окружение олигарха сделку не подтверждает категорически. Официальный представитель олигарха Джон Манн поспешил заявить, что информация о покупке А380 господином Абрамовичем «вообще неправда». По его словам, слухи об этом ходили два месяца назад, сам лайнер приобрел «кто-то не из Америки и не из Европы, поэтому решили, что это был Абрамович». А вот сама компания Airbus приятную шумиху переживает молча - «мы фамилий своих клиентов не выдаем».
Однако даже если сделка не состоится, без крыльев Абрамович не останется. Известно, что сейчас олигарх пользуется тоже немаленьким «Боингом-767», вмещавший до трансформации в VIP-лайнер до 330 пассажиров. По информации британской «Таймс», он приобрел лайнер примерно за миллиард долларов (правда, потом оказалось, что сумму завысили вдесятеро). После переделки в самолете появились банкетный зал на 30 персон, кухню, рабочий кабинет, спальня с двуспальной кроватью и телевизоры с плазменными экранами. Убранство помещений обошлось минимум в 10 млн. фунтов стерлингов. Воздушное судно губернатора Чукотки даже оборудовано устройством противоракетной защиты. Кроме того, Абрамович владеет еще одним «стареньким» Boeing-737, который приспособлен под рабочие полеты между Чукоткой, Москвой и Лондоном.
Впрочем, Европу уже ничем не удивить, даже если олигарх, привычно скупая футбольные клубы, корабли и замки вдруг прикупит что-нибудь «эдакое» - после бедного провинциального детства Абрамович явно тяготеет ко всему большому и роскошному. «Люди часто хотят выделиться большими вещами, чтобы быть видными издалека. Большие яхты и самолеты придают уверенности в себе и помогают морально поддерживать потенцию, с которой у сильных мира сего частенько бывают проблемы», - пояснил «Веку» доктором Игорь Князькин, возглавляющий питерский Центр Простатологии. С другой стороны, есть и обратная тенденция – у олигархов входит в моду иметь при себе небольшую азиатскую спутницу. «Во-первых, это красиво, во-вторых, гениталии на ее фоне выглядят крупнее», - говорит Князькин. Так что не исключено, что на место расточительной любовнице Арбамовича Даше Жуковой в скором времени может придти непривередливая раскосая красавица.
В январе олигарх сделал заказ на изготовление новой яхты на немецкой верфи Blohm&Voss. Яхта «Эклипс» длиной 160 м станет крупнейшим частным судном в мире, а ее строительство обойдется губернатору Чукотки в 300 млн долларов. Яхта будет оснащена двумя вертолетными площадками, тремя катерами и мини-подлодкой, пуленепробиваемыми стеклами и системой обнаружения ракет (возникает вопрос, кого опасается самый богатый человек России?). При этом у Романа Абрамовича уже есть три яхты, в том числе одна из самых дорогих в мире – 377-футовая «Пелорус». Кстати, владелец «Челси» - один из самых желанных заказчиков у мировых строителей яхт. «Для русских главное – у кого самая длинная яхта, самая высокая мачта и самая лучшая отделка. По моему опыту, для них личное судно – прежде всего знак статуса. Нередко изысканный дизайн и всевозможные навороты интересуют их гораздо больше, чем то, для чего, собственно, яхта используется», — рассказали «Веку» в компании Ancasta, одного из крупнейших яхтенных брокеров в Европе. Размер тоже имеет значение – олигархи негласно соревнуются – у кого кораблик больше. Но когда ЕСlipse будет спущена на воду, тема будет закрыта – яхты размеров в полтора футбольных поля нет ни у кого в мире.
«Покупка такого лайнера необходима исключительно для демонстрации высокого статуса его владельца, нежели для решения транспортных задач», – считает ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олег Пантелеев. К слову, большинство российских бизнесменов относятся к самолетам проще – как к средству передвижения, а не атрибуту благосостояния, и предпочитают небольшие Bombardier Challenger на 9-14 пассажиров.
«Страсть к супер-дорогим игрушкам свойственна, как правило, неуверенным в себе людям, которые при помощи имиджевых вещей стараются доказать себе и окружающим, что у них все в порядке», - добавляет психолог Валентина Ковалева. По ее мнению, «битва» среди олигархов – у кого круче самолет или яхта – обыкновенное мальчишество, из которого богатейшие люди страны никак не могут вырасти. А вот приобретение дорогой недвижимости зарубежом больше похоже на грамотные инвестиции. Три года назад олигарх купил за $27 млн. дворец герцогов Виндзорских на Ривьере – побережье Средиземного моря между французскими городами Ниццой и Каннами. А в этом году собирается отдать $50 млн. за замок Бран, принадлежавший легендарному графу Дракуле. Сейчас миллиардер присматривается к стамбульскому разорившегося турецкого бизнесмена Халиса Топрака, известному в каталогах элитной недвижимости как «Дворец Льва». Этот особняк, возвышающийся над Босфором, оценивается его владельцем в 150 миллионов долларов. Если Абрамович согласится заплатить эту сумму, «Дворец Льва» займет первое место в рейтинге жилых зданий, проданных за рекордные суммы новым владельцам.