Владельцы столичных ТЦ несут убытки

С наступлением кризиса и обвалом рубля владельцы торговых центров Москвы и Подмосковья пошли на уступки арендаторам, и из-за занижения оборотов последних несут убытки.

Почти половина арендаторов договорились с владельцами ТЦ платить арендную плату не по фиксированной сумме, а исходя из определенного процента от оборота торговой точки. На такой шаг они пошли осенью 2014 года, после резкой девальвации рубля. С тех пор, к примеру, магазины одежды платят за аренду 8-15% от оборота, для крупных игроков ставка составляет 6-6,5%, продавцы ювелирных изделий оплачивают аренду по ставке, достигающей 20%, для продуктовых ретейлеров она колеблется в пределах 1,5-4%. Данная схема предполагала, что доходы арендодателей в любом случае будут снижаться, но при этом арендаторы начали еще и занижать свои доходы, и в результаты владельцы торговых площадей теряют с каждого объекта по 5-10 млн рублей, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Watcom Group.

Опрошенные изданием участники рынка подтверждают такую тенденцию, и отмечают, что в основном это относится к небольшим ретейлерам. Многие из них занижают свой доход сознательно, например, при ручном вводе, ошибке персонала, уменьшении данных по товарообороту, приводя данные без НДС. Чем ниже качество арендатора, тем выше риски недополучить арендный доход, отмечают эксперты. Некоторые из них заявляют, что такая тенденция всегда существовала, но сейчас стала более очевидной.

Что касается арендодателей, в некоторых случаях они вынуждены соглашаться предоставить помещение в аренду по проценту от оборота, например, когда оно неликвидное. В то же время, в ближайшее время девелоперы вряд ли смогут вернуться к классической модели, при которой используется фиксированная ставка. Дело в том, что только за первое полугодие 2015 года вакантных торговых площадей в столичных ТЦ стало на 7% больше, тогда как ранее данный показатель не превышал 2-3%, следует из данных Colliers International. По мнению консультантов, свободных торговых площадей будет становиться все больше. Так, во многих новых торговых центрах на момент их открытия только 30-40% площадей были заняты, а в прошлом году этот показатель был в два раза выше – 70-80%.

Реклама на веке
Нефтяные рынки отреагировали на соглашение по Ирану Кабмин лишил Госдуму звания главного законодателя