18+
  1. «АвтоВАЗ» избавляют от хлама?

«АвтоВАЗ» избавляют от хлама?

«АвтоВАЗ» избавляют от хлама?
Лимиты по программе льготной утилизации старых автомобилей, очевидно, будут исчерпаны раньше срока – по отчету Минпромторга России, на сегодня выдано почти 55 тысяч сертификатов из 200 тысяч запланированных по плану.

Под пресс в основном идет продукция «АвтоВАЗа», но и взамен россияне чаще всего берут ВАЗы. Госпрограмма пока служит локомотивом, тянущим автопродажи, а «флагман» российского автопрома, по некоторым данным, на радостях собрался даже поднять цены на особо популярную «классику». Впрочем, по словам наблюдателей, продукция российского автопрома от всего этого не стала качественней.

Накануне Министерство промышленности и торговли РФ отчиталось за первый месяц действия программы утилизации. По данным директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения ведомства Алексея Рахманова, с 8 марта 2010 года россиянам было выдано 54 977 утилизационных свидетельств. По ним уже продано 15 688 автомобилей. Остальные машины поступят к новым владельцам в ближайшее время.

Напомним, российский эксперимент по утилизации автохлама предполагает, что каждый россиянин, сдав под пресс автомобиль отечественного или иностранного производства десяти и более лет «от роду», сможет получить в автосалонах скидку в 50 тысяч рублей для приобретения нового авто. На программу, призванную поддержать отечественный автопром, федеральное правительство выделило около 11 млрд. рублей.

«Уже понятно, что поучаствовать в программе смогут не все желающие и лимит государства в 200 000 машин, скорее всего, закончится раньше, но если потребитель прошел процедуру оформления сертификата – бояться нечего, он получит свою машину», - отмечает Алексей Рахманов. По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, утилизационная госпрограмма – дело хорошее. Ведь именно такая схема успешно используется в той же Германии и США. Просто в российском исполнении ее сложно реализовать в полной мере.

«Имеются затруднения, прежде всего, финансового плана, ведь система автокредитования в значительной степени сломана после финансового кризиса. Люди сейчас осторожничают, относятся к этой системе с подозрением – непонятно, что будет впереди, поэтому и возник такой «затык» в потоке реализации автомобилей российского производства. В это же время, насколько мне известно, продажи иностранных автомобилей или сохранились на прежнем уровне, или даже возросли. Это говорит о том, что многие россияне все-таки, думая о последствиях кризиса, предпочитают покупать качественные авто», - сказал аналитик «Веку».

По программе утилизации чаще всего берут ВАЗы: из 15,6 тыс. проданных машин 12,5 тыс. пришлось на автомобили этой марки, а «АвтоВАЗ» улучшил показатель мартовских продаж на 60%. Интересно при этом, сообщает агентство «Автостат», что самое большое количество сдаваемого автохлама (70%) – именно ВАЗовская продукция. Представители концерна с воодушевлением отмечают, что компания получила более 110 тыс. заявок на покупку автомобилей по этой программе, однако автопроизводитель, видимо, оказался не готов к тому, что классические модели (2105 и 2107) будут пользоваться столь большим спросом. Сейчас из всех заявок, поступающих дилерам отечественной марки, в среднем 50-60% приходится на достаточно доступные «пятерку» и «семерку».

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к автопроизводителю, на этом благоприятном для себя фоне «АвтоВАЗ» может поднять цены на «классику». О размерах предполагаемого подорожания, впрочем, пока ничего не говорится, но одной из причин «для публики» назван рост цен на сталь. Возможно, однако, все дело в том, что хоть в настоящее время у дилеров и закончились «пятерки» и «семерки» - «покупатели готовы записываться в очередь на середину лета», - рассказал газете коммерческий директор «АвтоГермеса» Александр Чулков. При этом Минпромторг не может оказать влияния на автопроизводителей, повышающих цены.

По словам господина Рахманова, на сайте ведомства хоть и вывешен список рекомендованных розничных цен, каждый производитель в итоге сам решает, по какой цене ему продавать авто – ведь в дело может вмешаться инфляция, удорожание производства. Печально, впрочем, что сюда вряд ли подключатся новые технологии, ведь пока ВАЗовская продукция остается прежней.

«Отечественные автомобили теперь, по крайней мере, будут больше покупать, то есть у производителей появятся деньги и, соответственно, возможность повысить качество своей продукции. Главное, чтобы эти деньги пошли не в ту «черную дыру», куда их обычно спускают, а на повышение качества продукции. Любой протекционизм, любая господдержка должна быть дополнена принуждением к прогрессу. А принуждение может быть мягкое как на Западе – введение стандартов, или жесткое – путем введения административных мер», - заявил «Веку» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.

Алексей Мухин обращает внимание на то, что «АвтоВАЗ» пока не приобрел и не внедрил на производственных линиях никаких новых технологий, потому и говорить о повышении качества продукции российского автопрома не приходится. «К сожалению, Волжский автозавод ничего не делает для того, чтобы как-то изменить эту ситуацию. Сидя на «мягком месте», надежды «АвтоВАЗа» на очередную госпомощь едва ли оправдаются. Потому что Владимир Путин, насколько мне известно, уже довольно серьезно дал понять, что чиновникам, ответственным за развитие автомобильной промышленности в России, придется ответить своими должностями за то, что ничего так и не произошло. Деньги потрачены, а реального результата нет! Да сих пор нет качественных авто, притом, что стоянки «АвтоВАЗа» затарены.

В этой связи многие уже говорят о том, что, вполне вероятно, между Сергеем Чемезовым и Владимиром Путиным пробежала черная кошка», - говорит эксперт. Безусловно, благодаря запуску программы в России наметилось оживление автомобильного рынка. Насколько это поможет российским производителям – пока большой вопрос. Не исключено, что после завершения эксперимента мы получим упадок рынка, как это происходило в Германии. Ведь, по мнению некоторых наблюдателей, большинство россиян, участвующих в программе – это те, кто и так собирался обновить автомобиль. А власти, заранее «слившие» информацию о предстоящих событиях, оказали «медвежью услугу» российским автопроизводителям, у которых сразу после этого упали продажи. Да и сейчас тот же «АвтоВАЗ», судя по всему, слишком сильно рассчитывает на утилизационную программу, как на решение большей части своих проблем.

Как заявил «Веку» президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, все знают, что «флагман» российского автопрома убыточен в особо крупных размерах, знают, какова его долговая нагрузка, которая с каждым кварталом лишь увеличивается. Поэтому ясно, что эффект будет незначительным и не решит проблему предприятия в целом.

«Эти меры имеют определенный тактический эффект и действительно могут дать краткосрочный рост покупок отечественных автомобилей. Но стратегически они ни к чему не приведут, - говорит политолог. - Ясно, что российские автогиганты бесперспективны и с точки зрения качества производимой продукции, и с точки зрения экономической эффективности. Поэтому ясно, что государству нужны радикальные меры для того, чтобы перепрофилировать предприятия отечественного автопрома, найти или создать для нынешних работников автопрома рабочие места в других отраслях экономики и забыть про наш автопром, как про отрасль. Все остальное будет лишь инструментом по выкачиванию ресурсов из федерального бюджета прямым или косвенным образом».

Учитывая пусть даже временное оживление отрасли и то, что отечественные авто стали пользоваться хоть каким-то спросом – нашим производителям действительно было бы неплохо вспомнить о том, зачем вообще государство взялось за подобный эксперимент. Наверняка совсем не для того, чтобы народ слагал анекдоты из серии: «Наивные жители России полагают, что по программе утилизации автомобилей они избавляются от хлама. На самом деле от хлама избавляется склад готовой продукции «АвтоВАЗа».

Последние новости