Напомним, что Швецов является одним из ведущих топ-менеджеров в Северстали, и его состояние оценивается приблизительно в $93 млн. Именно он, возглавляя дочку одноименной компании, принимал активное участие в создании капитала для своего шефа. По оценкам ряда аналитиков, первичное размещение ценных бумаг может увеличить капитал Швецова более чем в два раза.
Следует отметить, что в 1993г., когда приватизировалась Северсталь, Мордашов был на заводе всего лишь директором по экономике и финансам. Контрольный пакет в 51% предстояло распределить среди работников по закрытой подписке, а 29% должны были выставить на чековый аукцион. Тогдашнему руководству комбината очень нужны были деньги. Для этого и была создана параллельная структура Северсталь-Инвест, одним из руководителей которой и был Вадим Швецов. Комбинат отпускал Северсталь-Инвесту металл по низким ценам. Прибыль от его перепродажи трейдерская фирма пускала на покупку ваучеров, а заодно и акций у рабочих.
Как вспоминает бывший партнер Мордашова Юрий Липухин, практически, мы торговали сами с собой. Северсталь-Инвест не только получал металл по заниженным ценам, но и брал у комбината большие кредиты. Деньги накапливались быстро. И в результате чекового аукциона менеджеры Северстали сумели заполучить почти весь выставленный на торги пакет акций.
Позже, когда Мордашов расстанется с Липухиным, он обратит внимание на автомобильную промышленность. Именно сюда он направит своего помощника, столь преуспевшего в приватизации. В 2000 году Северсталь приобрела акции УАЗа и ЗМЗ. Однако этого было недостаточно. Необходима была консолидация активов. Тогда и была создана дочка - компания Северсталь-Авто.
В 2003 году вновь созданный холдинг предложил своим акционерам одобрить вопрос о реорганизации компании, которая позволит ей консолидировать долю Северстали в Заволжском моторном заводе. Миноритариям, которые проголосуют против реорганизации, было предложено продать свои акции по цене $1,05. Несмотря на то, что многие эксперты назвали эту цену тогда заниженной, консолидация была все же проведена. Мордашов тогда отблагодарил своего топ-менеджера: Швецов стал миноритарным совладельцем Северсталь-Авто. Оказавшиеся в его распоряжении средства Швецов очень хорошо реализовал, вложив их в Челябинский цинковый завод, на котором он стал владельцем 44% акций и партнером других владельцев, Андрея Комарова и Александра Федорова.
Отметим, что ЧЦЗ переживал тогда не самые лучшие времена. Дело в том, что у завода возникли проблемы с поставкой сырья. Около 70% потребностей ЧЦЗ (100 тыс. т цинка в концентрате в год) покрывала Уральская горно - металлургическая компания (УГМК), возглавляемая Андреем Козициным, не раз замешанным в недружественных поглощениях. УГМК поставляла концентрат главным образом с Учалинского ГОКа. В 2003 году Козицын попытался купить ЧЦЗ. Однако против УГМК как покупателя ЧЦЗ выступили челябинские власти, настроенные против уральских медников из-за корпоративной войны за челябинские медные заводы. В итоге ЧЦЗ пришлось основную долю сырья покупать через Euromin.
В 2005 году завод столкнулся с дефицитом концентрата и резким ростом цен на него. Однако владельцы завода нашли выход, купив 51% акций в казахско-швейцарском СП Nova-цинк. Эксперты оценили тогда сделку в $100 млн. IPO ЧЦЗ намерена провести в ближайшее время. Андеррайтером размещения будет Credit Suisse, а в ходе сделки инвесторам планируется продать до 40% акций ЧЦЗ. Собрание акционеров ЧЦЗ уже одобрило допэмиссию на 6,38% акций, а остальные акции для продажи инвесторам выделят основные собственники предприятия пропорционально их долям. Как считают аналитики, в ходе размещения ценных бумаг Швецов продаст около 17% акций ЧЦЗ и заработает около $106 млн.
Развивая свой собственный бизнес, Швецов остается не только помощником Алексея Мордашова, но и его партнером. Кстати, Северсталь является одним из крупнейших потребителей ЧЦЗ. Возможно, заработав на IPO, Швецов вложит свои средства еще в какой-нибудь бизнес, который, наверное, будет также близок к Мордашову. Да и куда можно уйти от влиятельного шефа, который приносит такую прибыль.