Свое предложение он обосновал тем, что власти до сих пор не могут активизировать привлечение частных инвестиций в ЖКХ во многом из-за противоречивых решений правительства и Госдумы.
Заметим, что предложение Владимира Яковлева о создании ГККР пока еще является лишь предложением, поскольку министерство на сегодняшний день четко не сформулировало задачи новой структуры. Так, с одной стороны, по мнению главы Минрегиона, ГККР могла бы взять на себя унификацию требований к инвестиционным проектам в коммунальном секторе, разработкой методик оценок рисков и т. д., то есть исполнять функции своеобразного ведомства. С другой стороны, Минрегион видит ГККР и в качестве самостоятельного игрока, который может, как сам находить заемные ресурсы на рынке капитала, так и предоставлять гарантии коммерческим банкам по кредитам. При этом, по информации Коммерсанта, Владимир Яковлев предлагает также возложить на ГККР обязанности оператора проектов в ЖКХ, на которые выделены средства Инвестиционного фонда. Для этого, по мнению главы Минрегиона, необходимо сократить минимальный объем стоимости заявок на средства инвестфонда с 5 млрд. руб. до 300-500 млн. руб.
Впрочем, ничего удивительного в предложении Владимира Яковлева нет. Понимая, что возглавляемое им ведомство не способно сегодня наладить эффективную работу ЖКХ в условиях все повышающихся и повышающихся тарифов, больно бьющих и по карманам граждан страны, и по бюджетам предприятий, глава Минрегиона как утопающий ухватился за соломинку идеи создания в стране еще одного монополиста, средства на финансирование деятельности которого должны направляться из инвестфонда, то есть, по сути, за счет сокращения инвестиций в отечественную промышленность, которая брошена государством на произвол судьбы.
Но можно ли ожидать чего то иного от чиновника, если еще будучи губернатором Санкт-Петербурга за шесть с половиной отпущенных ему в местной власти лет так и не смог довести эту работу до сколь-нибудь ощутимого горожанами результата. В длинном перечне несделанного грязные дворы, чудовищные подъезды, плохие дороги, не расселенные коммуналки и общая запущенность города, которая досталась в наследство Валентине Матвиенко. В "активе" несколько вымощенных центральных улиц и аврал юбилея, позволивший привести исторический центр города в относительный порядок.
По словам Максима Резника*, председателя СПб организации партии Яблоко: Если Яковлев будет проводить реформу ЖКХ в России так же, как в Петербурге, то есть сначала путем повышения цен, а потом снижения качества услуг, это не сулит ничего хорошего населению. Михаил Амосов, депутат ЗС СПб отметил в свою очередь: То, что Яковлев ушел из Петербурга, - это хорошо, а вот то, что он отвечает за жилищно-коммунальное хозяйство, - меня это удивляет. У меня, как у председателя комиссии по городскому хозяйству, большие претензии к его работе в этой области.
При создании петербургской реформы ЖКХ идеологи исходили из той логики что допуск на коммунальный рынок действующих частных компаний недостаточно, поэтому потребовалось акционировать государственных эксплуатационщиков. В теории, от услуг тех государственных ОАО, которые окажутся после конкурса неработоспособны, жители домов смогут отказаться самостоятельно если объединятся в товарищества собственников жилья (ТСЖ).
Тогдашний губернатор посчитал, что наличие раздражителя в виде фактически навязанной управляющей компании должно простимулировать горожан к самоорганизации. При этом, образование ТСЖ, выбор товариществом управляющей компании через проведение государственного конкурса проходил без влияния на его итоги со стороны горожан.
За долгими разговорами о реформе ЖКХ, бывший губернатор никогда не замечал что, Петербург в очередной раз не готов к зиме. Взвинченные почти до 100% цены за комунальные услуги не способствовали их улучшению: город не раз оказывался без газа, света и воды. Заканчивалось тем что, доведенные до отчаяния люди выходили на улицы протестовать против проведения реформы.
Яковлев же мотивировал свои провалы тем, что в ЖКХ не может быть ответственного. Министерство финансов, экономического развития, энергетики тоже причастны, - говорил он. Тогдашний губернатор явно просчитался, степень доверия к нему народа упала до критической отметки, он так и не смог реанимировать себя в глазах избирателей.
Сейчас возглавляя Минрегион, Владимир Яковлев хочет создать нового монстра, который по сути ни за что отвечать не будет, зато в него будут вкачиваться огромные деньги. Ряд экспертов, в беседах с обозревателями Века, уже высказали опасение что ГККР будет дублировать функции Федерального агентства по строительству (Росстрой), которое сегодня является заказчиком по проектам в ЖКХ и осуществляет финансовую поддержку муниципалитетов. Как сказали Веку, специалисты ГУ Центр реформы ЖКХ, г. Москвы, ЖКХ России нуждается не в администрировании, не в создании монополиста, а в развитии конкурентной среды. Именно развитие в столице частного предпринимательства в сфере ЖКХ, позволило навести относительный порядок в этой отрасли города, и привлечь инвестиции, заявили Веку, московские реформаторы коммунальной сферы. Владимир Яковлев этого не может не понимать. Зато создав, ГККР, Мирегион сможет контролировать финансовые потоки, которые миллиардами будут поступать из Инвестфонда.