Оборотни в зеленом

Оборотни в зеленом
Фото: http://www.ulyanovskcity.ru/
Спекуляции на экологической тематике принимают национальный масштаб и в России. О недобросовестных экологах заговорил уже Президент Владимир Владимирович Путин.

На совещании по развитию Арктики в День эколога 5 июня он подчеркнул, что вести диалог нужно «с теми, кто искренне преследует благородные цели, а не спекулирует на экологических проблемах, не превращает их в предмет торга, собственного пиара или бизнеса».

Международный опыт

Во всем мире экологический шантаж набирает силу: раздувая ту или иную экологическую тему, псевдо-экологи преследуют конкретные деловые или политические цели. Одним из пионеров данного направления считается химический концерн DuPont, который в 1980х годах инвестировал в эко-кампанию против собственного продукта фреона, когда патент на вещество истек. Истерия вокруг влияния фреона на разрастание озоновой дыры позволила компании вывести на рынок новый альтернативный продукт и сдержать конкурентов, собиравшихся производить фреон после окончания патента DuPont на него.

Реклама на веке

Один из последних трендов - эко-активисты уговаривают банки и общественные организации отказаться от своих долей в добывающих компаниях.

Эксперты связывают активизацию таких спекулянтов со снижением электоральной поддержки зеленых движений на выборах - активисты стали прибегать к черному пиару и явному искажению фактов ради скандилизации информационных поводов.

Яблоко раздора

В прошлом году онлайн-издание Politonline впервые составило рейтинг экологических скандалов в России. Анализ ключевых позиций в этом рейтинге показал, что в большинстве случаев наиболее агрессивные нападки экологов имеют не столько экологическую, сколько политическую или коммерческую подоплеку.

Так, первое место заняла олимпийская стройка в Сочи. В кампанию против неё активно включилась региональная организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу», близкая к международной организации Гринпис. Одним из ключевых лидеров этой кампании стал Сурен Газарян. Его экологические взгляды, однако, имели ярко выраженную политическую окраску. Газарян является членом Координационного Совета Российской Оппозиции и членом партии «Яблоко». Кампания за сохранения природного богатства Сочи переплелась с лозунгами против правящего режима. Олимпиада 2014 стала объектом эко-нападок как главный имиджевый проект Путина.

В рамках этой анти-кампании соратник Газаряна по Вахте и по партии Евгений Витишко сконцентрировал усилия на критике отдельного проекта - модернизации НПЗ «Роснефти» в Туапсе. Видимо потому, что это опять же дало возможность критиковать Президента, уделяющего много внимания данному проекту. Ведь даже в Европе, которая возводит экологию в приоритет, НПЗ часто стоят на воде вблизи курортных зон и это не вызывает протестов. Во-первых, это экономически выгодно и делает НПЗ конкурентным на международном рынке. Во-вторых, таким образом обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие туристических регионов, которые в противном случае были бы очень зависимы от погоды и нестабильного туристического сезона.

Другой однопартиец Газаряна Сергей Митрохин обрушился с критикой на нефтехимическое предприятие «Ставролен» в Буденновске, даже не посетив его. Этот выпад сразу вызвал волну негодования сотрудников и ветеранов предприятия - почему выводы делались только на основе сомнительной экспертизы без привлечения профессионалов? Отсутствие реальных фактов за лозунгами и конкретных предложений по решению проблем - отличительная черта эко- шантажа. Впрочем, визит лидера партии «Яблоко» в Ставропольский край состоялся после назначения в регион нового губернатора Владимира Владимирова. Давно теряющая избирателей партия попыталась на гребне экологических скандалов заявить о себе как о политической силе, с которой нужно вести диалог.

В 2013 году Сурен Газарян получил Национальную экологическую премию, в жюри которой входит Гринпис России. Гринпис и «Яблоко» давно друг друга поддерживают.

Уши Гринписа

Во всем мире Гринпис известен склонностью к эпатажному и провокационному пиару, который даже в сообществе экологов воспринимается неоднозначно. Самым громким перфомансом прошлого года стала акция Гринпис на платформе Газпрома «Приразломная», направленная против добычи на шельфе Арктики.

Учитывая мировой политический контекст, многие увидели в этой акции в первую очередь заказ иностранных конкурентов по разработке Арктического шельфа. Ведь цена вопроса - около 90 миллиардов баррелей нефти и полтора триллиона кубометров природного газа. А в освоении Арктики Россия обогнала своих конкурентов. К космосу и балету в рядах российских достижений добавляется Арктика. А к традиционной для Запада критике России по линии прав человека добавляется новая линия - экологическая, которая позволяет саботировать ключевые инфраструктурные проекты.

В том же 2013 году Гринпис совместно с экологической организацией из Коми – «Комитетом спасения Печоры», организовали конференцию коренных народов Севера в Швеции, которая выступила против освоения ресурсов Арктики. В 2014 году «Комитет спасения Печоры» стал лауреатом Национальной экологической премии.

В перерывах между глобальными международными проектами и награждениями подобные организации зачастую промышляют экологическим шантажом в регионах. Например, в феврале этого года калининградские СМИ писали о появлении экологических шантажистов в их регионе.

"Подобные приемы активно используются в качестве черных пиар-технологий, чтобы навредить репутации определенных компаний. Очень любят это делать, например, накануне заключения крупных соглашений, учитывая, что на такие вещи достаточно болезненно реагируют иностранные партнеры", − заявил руководитель "Зеленого фронта" Олег Иванов. По всем законам жанра активная фаза критики сменяется намеками на необходимость диалога компании с экологическими организациями. Только вот диалог с такими «оборотнями в зеленом» заканчивается в лучшем случае покупкой нейтралитета в информационном пространстве, потому что договариваться и совместно решать проблемы региона этим организациям не выгодно. При этом ни коренные народы Севера, ни регионы, интересы которых якобы защищают эко-шантажисты, ничего не получают от таких спекуляций.

Избирательная экология

Продвигая тему Арктики, Гринпис старается распространить свое влияние на весь Север России, создавая сеть локальных марионеточных организаций. Эта сеть время от времени служит прикрытием для реализации политических заказов.

Например, в Коми экологи стали активными участниками предвыборной кампании по выборам Главы Республики, которые назначены на 14 сентября. Для критики действующей власти используются любые поводы. На митингах того же «Комитета спасения Печоры» периодически на первый план выходят политические лозунги.

В начале года победу на выборах однозначно прочили Вячеславу Гайзеру, который возглавляет регион с 2010 года. Однако, как отмечают наблюдатели, сегодня все не так безоблачно, поскольку ему приходится идти на компромисс подчас даже с очень экзотическими «зелеными» организациями.

Главное же, это то, что в разворачивающейся предвыборной информационной войне экология, местный бизнес и коренное население станут только разменной монетой.

Реклама на веке
Армейское дерби: 125:11 в пользу Третьяка Суд Бостона запретил прокуратуре обвинять Джохара Царнаева в госизмене