18+
  1. СОК вливается в «Справедливую Россию»

СОК вливается в «Справедливую Россию»

СОК вливается в «Справедливую Россию»
Известие о сокращении почти 30 тысяч работников «АвтоВАЗа» поставило очередной флажок на карте кризисной России. И если «второго Пикалева» в российской истории, возможно, и не случится (режим «ручной экономики» пока что работает), то Тольятти вполне может нанести серьезный удар по «суверенной демократии».

И на этой возможности, похоже, пытаются сыграть не только политические фигуры, но бизнес-структуры.

Руководитель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров предложил спасать «АвтоВАЗ» от банкротства с помощью антикризисного плана, разработанного группой компаний СОК. Несмотря на одиозную славу этой ФПГ, давно пытающейся завладеть флагманом российского автопрома, коллегу-единоросса поддержала член фракции «Справедливой России» Оксана Дмитриева, которая прямо назвала нынешний менеджмент «АвтоВАЗа» неприемлемым. Может, оно и так, но откуда появилась эта симпатия между СОКом и СР?

Заметим, что в Самарской области позиции «Справедливой России» сильны как нигде. Самара вообще стала настоящим форпостом партии Сергея Миронова. Эсер Виктор Тархов, самарский мэр, собрал вокруг себя всех «диссидентов» региона. «Несогласные» работают в городской администрации или аффилированных структурах. Тархов – единственный в России представитель власти, который официально принимал у себя Гарри Каспарова. Кроме того, Тархов – единственный мэр, который разрешил провести в своем городе «Марш несогласных».

С другой стороны, Самарская область – вотчина ГК СОК, по которой кризис ударил изрядно. Сейчас СОК активно распродает свои активы: автосалоны, недвижимость, предприятия по производству запчастей и тому подобное. В этой ситуации обласканный государственными траншами «АвтоВАЗ» выглядит для СОКа спасательным кругом. Но губернатор Самарской области Владимир Артяков не раз высказывался более чем однозначно: предприятие останется в государственном секторе, никаких СОКов и близко не будет.

«До Артякова, еще в 2004 году, в регионе велась серьезная игра на то, чтобы отдать СОКу «АвтоВАЗ», тогда еще была на это надежда, - рассказал «Веку» источник в региональном отделении «Справедливой России». - Губернаторов еще выбирали, и можно было оставить Титова в обмен на получение «АвтоВАЗа» СОКом. Москва сломала эти планы, сначала отдав «АвтоВАЗ» Рособоронэкспорту, а потом отменив выборы губернаторов. Пришел Артяков, который был председателем совета директоров «АвтоВАЗа», он же был одним из тех, кто «выдавливал» СОК из предприятия. То есть, Артяков – это крупный бизнесмен, который, получив власть, использовал ее для расправы с конкурентом. Да и Рособоронэкспорт в свое время очень жестко «отжимал» «АвтоВАЗ» у СОКа - отсекал его от дилерской сети и от поставок автозапчастей».

Неудачи СОКа в бизнесе дублировались ослаблением политического влияния в регионе. Например, в Тольятти был только один человек, который мог представлять интересы СОКа - Дмитрий Савенков. Однако, он, будучи кандидатом на пост мэра, отказался от борьбы за кресло и снял свою кандидатуру. О «любви» с единороссами, над которыми высился Артяков, не могло быть и речи. И СОК решил повернуться в другую сторону. Самарские депутаты, избранные на деньги компании, вступили в «Справедливую Россию».

Кстати, самого Виктора Тархова нельзя назвать человеком СОКа, несмотря на то, что на выборы он шел, в том числе и при поддержке этого ФПГ. Да, сразу после выборов некоторые районы города и некоторые должности в администрации были отданы на откуп людям СОКа, однако, постепенно Тархов их выжил и поставил своих. Тем не менее, на сегодняшний день они - стратегические партнеры. Мэр оппонирует официальным властям, СОК нуждается в «АвтоВАЗе», на страже которого стоит губернатор.

С одной стороны, в регионе верят, что серьезного социального взрыва после сокращений в Тольятти не будет, максимум, что возможно – это повышение в городе уровня преступности, говорят оптимисты. В городе неплохо развит малый и средний бизнес, так что работу при большом желании найти можно. Кроме того, власти серьезно «профилактируют» возможное обострение ситуации. Недавно, например, было объявлено о том, что Самара готова предоставить сокращенным какое-то количество вакансий и даже организовать для жителей Тольятти бесплатные автобусы для проезда в Самару.

Пессимисты утверждают обратное: государство, мол, показывает полную организационную беспомощность. «Сейчас же никто не представляет, что именно делать, - говорит гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков

« Разговоры об особой экономической зоне - пустой звук. Там, как было несколько лет назад пустое поле, так и есть - ни одного колышка не вбито. Предложения Минпромторга наладить производство игрушек в Тольятти вообще все воспринимают как шутку. Это же просто вброшенная в массы идея, никто не обсчитывал рынок. А каждый велосипед будет дороже китайского раза в три. Ну и кому это надо?» - вопрошает Целиков. Добавим, что, по словам очевидцев, в окрестности Тольятти стягивается тяжелая военная техника для подавления возможных беспорядков.

И вот тут на сцене появляется Оксана Дмитриева, которая советует коллегам проштудировать антикризисный план СОКа. А через 2 дня звучит заявление Петра Золотарева, лидера независимого профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство», который работает параллельно профсоюзу официальному. Золотарев сообщил о том, что 17 октября пройдет митинг протеста против сокращений на заводе - около 1000 человек, по его словам, решили поддержать мероприятие. Если этот митинг – не предвестник массовых выступлений, то что это?

И еще один штрих. «Единство» Петра Золотарева группа СОК в свое время активно поддерживала и проводила с его помощью свои протестные акции во время борьбы с Рособоронэкспортом. «Вряд ли СОК упустит возможность использовать Золотарева еще раз, - говорит источник «Века» из числа областных эсеров. - Там работает очень сильная пиар-команда, у них хорошие связи в СМИ, они тесно сотрудничают с общественными организациями, и я думаю, у них уже есть какой-то план действий в условиях грядущего социального обострения».

Если же предположить, что этот план уже начал работать, а Дмитриева и Золотарев выступают его невольными исполнителями, то дальнейшее развитие ситуации целиком зависит от реакции Кремля на заявление депутатов. Если инициативу Дмитриевой и Федорова подавят в зародыше и прикажут больше не вспоминать СОК «в приличном обществе», то все пойдет своим чередом – завод, при таком-то менеджменте, обанкротится, люди пойдут искать новую работу, губернатор спокойно останется досиживать свой срок, а СОК будет продолжать искать где что плохо лежит.

Если СОКу дадут шанс «реанимировать» «АвтоВАЗ», то сбудется давняя мечта хозяина ФПГ Юрия Качмазова. Это, конечно, маловероятно, потому что, если вспомнить принципиальную позицию Владимира Артякова, то добиться этого Качмазов сможет только через труп губернатора, естественно, политический. Этот труп можно получить только одним путем – невиданными социальными потрясениями в подведомственном Артякову регионе. Впрочем, даже если Качмазов и решится на этот силовой вариант, то дальнейшая его судьба небесспорна. «Раскачивая лодку», он сам может выпасть из нее, и тогда Москва «пошлет к нему врачей», а вовсе не спасателей.