18+
  1. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Начавшийся сегодня прием заявок на активы ОАО "Красноярский металлургический завод" (КраМЗ) должен поставить точку в скандальной истории завода. На протяжении десятилетий войн за это предприятие его довели до банкротства.

Между тем, ряд аналитиков полагает, что такое положение дел очень устраивает одного из его нынешних владельцев, группу компаний РУСАЛ, подконтрольную бизнесмену Олегу Дерипаске.

Напомним, что первоначально в первой половине 90-х к заводу подбирались структуры Бориса Иванишвили и Василия Анисимова. Эти предприниматели активно использовали КраМЗ для поглощения Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ). Так, в 1994 году Госкомимущество выпустило постановление, согласно которому КрАЗ объединялся с КраМЗом, а также с поставщиком сырья — Ачинским глиноземным комбинатом (АГК). КраМЗ должен был выпустить дополнительные акции в пользу государства, а правительство РФ в обмен на эти акции передавало КраМЗу 20% Красноярского алюминиевого завода и 20% АГК. То есть, собственник КраМЗа становился владельцем самого крупного пакета алюминиевого завода. Началась активная борьба за активы предприятия, одним из главных участников которой был скандально известный бизнесмен Анатолий Быков.

Кстати, по поводу этой лихо закрученной операции выступал последний из владельцев крупного пакета акций КрАЗа, депутат Государственный Думы Геннадий Дружинин. Он обращался к Владимиру Путину с письмом, в котором обосновывал свою точку зрения тем, что «приватизация КрАЗа, начавшаяся в 1992 г., завершилась в 1995-м, когда специальным постановлением правительства РФ 181 „Об интеграции предприятий алюминиевой промышленности Красноярского края“ Российский фонд федерального имущества расплатился 20-процентными пакетами акций КрАЗа и Ачинского глиноземного комбината (АГК) за акции второй эмиссии Красноярского металлургического завода (КраМЗа). В феврале 1997 года, пользуясь попустительством представителей государства в Совете директоров КраМЗа, с грубейшими нарушениями действующего законодательства было принято решение о продаже пакетов акций КрАЗа и АГК финансово-промышленной группе „ТаНАКо“ по номинальной стоимости, а следом, по классической схеме, акции КрАЗа были переданы в залог КБ „Российский кредит“ и затем растворились в офшорных компаниях. Тем самым государству был нанесен ущерб на сумму свыше ста миллионов долларов США».

Между тем, именно в этот период, когда шла война за КраМЗ, его владельцы взяли кредит у Bank of America под гарантии Минфина РФ на сумму $135 млн. На эти деньги было куплено оборудование, но средств на его монтаж у КраМЗа не оказалось. В августе 2003 года Минфин погасил долг перед банком, но спустя месяц потребовал от завода $201 млн. (с учетом штрафов и пеней). В 2005г., на заводе была введена процедура банкротства.

К этому моменту Быков и другие бизнесмены уже не были владельцами завода. Его активы перешли к РУСАЛу, который принадлежит Олегу Дерипаске. На сегодняшний день КраМЗом владеет РФФИ (41,73% акций) и РУСАЛ (27,52%). Казалось, Дерипаска сможет поднять предприятие. Даже ходили разговоры, что он обменяет принадлежащие государству активы на долг комбината. Но этого не произошло. Чтобы понять причину, надо хорошо знать психологию этого предпринимателя. А она, эта психология, очень наглядно проявилась в одном из интервью Дерипаски, когда он, рассказывая о покупке ГАЗа, заявил что это было его ошибкой, «надо было подождать когда отрасль совсем «ляжет»».

Если эту ситуацию применить к КраМЗу, то становится понятным, почему Дерипаска не спешил помогать заводу. По всей видимости, он ждал, когда комбинат окончательно придет в упадок. А потом его можно будет купить за бесценок. На 22 мая назначены торги государственными акциями предприятия. Большинство экспертов сходятся во мнении, что владельцем станет РУСАЛ.

Понятно, что «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». Главное, не прозевать момент, когда они пойдут ко дну.

Получить комментарии на КраМЗе «Веку» не удалось.