Не отстают и коллекторские агентства, которым поручается «выбить» псевдодолги. В последнее время в Москве подобным образом «засветилось» загадочное брянское ООО «М.Б.А. Финансы», о котором известно лишь то, что оно обещает «проблемы» тем, на кого повесили мифические задолженности.
В «Век» обратилась наша постоянная читательница Елена. Пожилую женщину недавно «обрадовали» «письмом счастья» - брянская компания «М.Б.А. Финансы», занимающаяся взысканием долговых обязательств, направила ей уведомление о задолженности, которое гласит: «Уважаемый абонент, настоящим мы информируем Вас, что на основании доверенности, предоставленной компанией ОАО «Московская Сотовая Связь» (Скай Линк), нам переданы права по взысканию с Вас задолженности за оказанные услуги связи. Ваша задолженность на сегодняшний день составляет 7555,10 рублей». Эта сумма состоит из задолженности за услуги связи – 3565,10 рублей и возмещения расходов по взысканию – 3990,00 рублей». При этом коллектор требует возместить долг в течение трех дней со дня получения письма, которое, к слову, даже документом-то считать нельзя: там нет ни печати, ни оригинала подписи сотрудника группы взыскания, некоей Олеси Юрченко, видимо занимающейся данным делом. Дело, правда, имеет номер 10100306916, а также банковские реквизиты получателей платежа – ОАО «Московская Сотовая Связь» и брянской «М.Б.А. Финансы».
Самое интересное заключается в том, что Елена не только никогда не являлась абонентом «Скай Линк» и не заключала с этим оператором никаких договоров, но даже, на минуточку, не была в Брянске. После недоуменного звонка в «Скай Линк», ей порекомендовали подъехать в офис компании, да еще желательно по определенному адресу, где расположен архив, в котором хранятся договора с абонентами. Именно в этих документах содержится личная подпись человека, который заключал контракт с оператором, используя определенные паспортные данные, то есть, в данном случае, данные Елены. «Мы можем просто-напросто сверить ту подпись, которая содержится в договоре с личной подписью гражданина, предъявившего претензию, и, соответственно, если они не сходятся, опровергнуть существование задолженности», - пояснила «Веку» оператор компании «Скай Линк» Наталья.
Сотрудница компании подтвердила, что при заключении договора, как и у прочих операторов сотовой связи, обязательны наличие паспорта и личный автограф абонента. Проще говоря, никто другой не может заключить контракт от лица другого человека. Наталья полагает, что данное недоразумение возникло, скорее всего, по вине дилеров, которые передают договоры по факсу или электронной почте, то есть самого абонента в «Скай Линке» не видят. Но после сверки подписи можно будет провести идентификацию. Вопрос в том, почему сама Елена должна бросить все свои дела и тратить личное время и деньги на поездку в офис компании, если она понятия не имеет ни о каком долге и корпоративных проблемах «Московской Сотовой Связи»?
«В таком случае она может письменно изложить претензию и прислать ее нам по факсу или по электронной почте. То есть, и таким образом проведут расследование. Но, тем не менее, в офисе это просто все быстрее решается. Если она претензию пишет, то срок рассмотрения ее около 60 дней, а если она подъедет к нам лично, то все это можно решить сразу на месте», - говорит сотрудница «Скай Линк».
«Никуда ехать Елена, конечно, не обязана, но и оставлять дело просто так не стоит. Наиболее лобовой ход – заявление в УВД по месту жительства с просьбой разобраться и привлечь к ответственности виновных. Ключевым моментом станет подпись на договоре, если она не соответствует – то человек ничего не должен», - объяснил «Веку» юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк. Подобные проблемы, по его словам, возникают из-за того, что сейчас паспортные данные могут достать как из Интернета, так и из пиратских баз данных, которыми пользуются многие, в том числе и коммерческие структуры.
Примечательно и то, что Елену поставили перед фактом – погасить задолженность в течение трех дней да еще возместить коллектору расходы по взысканию и точка. Причем, себя «М.Б.А. Финансы» не обидело, накинув на свои услуги «денюжку», превышающую сумму долга. Никаких предварительных уведомлений, сообщающих о «долге», женщина не получала.
«Да, у нас есть агентство «М.Б.А. Финансы» из Брянска, которое занимается нашими делами. И, на самом деле, в 2008 году рассылка таких информационных писем была произведена, они были отправлены по обычной почте. Возможно, на них просто не обратили внимания или они не дошли, потому, что почта их не доставила», - оправдываются в «Скай Линке». - Поэтому сейчас уже переданы дела в коллекторские агентства, именно они этим занимаются».
На вопрос, откуда вдруг возник такой долг, сотрудница «Скай Линк» сообщила: «Например, абонент в 2008 году перестал пользоваться нашими услугами, в течение шести месяцев за ним сохраняется номер. Только по истечении этого времени ему посылается письмо. Если опять же реакции нет, то, соответственно, дело передается в коллекторское агентство. Там проводят уже свое расследование: где данный абонент сейчас находится и как с ним связаться. То есть достаточно длительный срок проходит с момента как абонент перестал пользоваться этим номером до того, как до него дойдет это письмо».
И уж совсем загадка, с какого потолка коллекторское агентство «М.Б.А. Финансы» выставило счет за свои услуги, учитывая, что их работа – отнюдь не проблема должника. «У нас буквально недавно вступил в силу новый закон о коллекторской деятельности, но, насколько мне известно, еще ни одна организация не получила официального статуса коллектора в терминологии нового закона, - говорит Дмитрий Лесняк. - Дело в том, что коллекторские службы должны сейчас организовываться в саморегулируемые организации, которые должны выдавать лицензии частным коллекторам, конкретным лицам. На сегодняшний день, насколько я знаю, не сформировано ни одной такой организации. И именно поэтому в ваших платежках в качестве получателя указывают непосредственно «Московскую Сотовую Связь. Это, в строгом смысле, не коллекторы, а нанятые структуры. Это, конечно, влияет на квалификацию расходов, которые и не расходы в данном случае. Даже в самом страшном случае, когда задолженность действительно относится к тому, кто задолжал, нет оснований платить вот этим псевдоколлекторам».
По словам юриста, по всей видимости, коллекторы готовятся к работе по новому закону, который позволит им накручивать данные расходы сверх суммы долга, но сегодня они все находятся в подвешенном состоянии и сегодняшняя ситуация не позволяет им этого делать. Эти расходы явно относятся к расходам юрлица – «Московской Сотовой Связи», который и должен решать эту проблему.
Загадочное ООО «М.Б.А. Финансы», к слову, «прославилось» в столице именно «выбиванием» мифических долгов. Примечательно, что московские компании почему-то обращаются к услугам брянского агентства, не имеющего даже собственного сайта. А Интернет-форумы и новостные ленты уже пестрят сообщениями об «М.Б.А. Финансы». Так, более ста бывших абонентов ЗАО «Акадо-Столица» приняли решение судиться с провайдером из-за действий коллекторов, требующих выплаты несуществующих задолженностей за 2006-2008 годы, а также из-за неправомерной передачи персональных данных в коллекторское агентство. Пользователи, готовящие коллективный иск в суд, утверждают, что долги создаются по накатанной схеме: сначала провайдер предлагает пользоваться своими услугами какое-то время бесплатно, и если потенциальный клиент не продлевает эти услуги, то приезд мастера для демонтажа установленной дома техники якобы специально затягивается, после чего идет начисление долга за использование оборудования. Таким образом, очень многие люди стали должниками «Акадо».
«Полтора года назад я «расплевался» с «Акадо», расторг договор в офисе, сдал все оборудование. Зашел в личный кабинет и удостоверился в том что «пользователя с таким номером не существует». Казалось бы, точка. Однако на днях я получил письмо, отправленное из Брянска некоей компанией, именуемой «М.Б.А.Финансы». Увидел, что ни обратного адреса, ни юридического адреса этой «М.Б.А.Финансы» нет и в помине. Не было ни печатей, ни официальных бланков. Зато было требование уплатить несуществующий долг в размере 1500 р. и плюс к нему непонятные расходы чуть ли не в 2 раза больше суммы самого долга. Так вот, уважаемые господа из «Акадо»! Если вы считаете, что я вам действительно что-то должен, обращайтесь, пожалуйста, в суд. А переуступать мифические долги сторонним организациям, накручивающим на них проценты, без судебного решения вы не можете. Зато вы можете запросто слать от имени непонятных организаций письма. Вы пользуетесь дырами в нашем законодательстве и наивными расчетами, что найдутся дураки, которых вам удастся запугать», - возмущается на одном из форумов бывший клиент «Акадо».
Недавно же стало известно, что провайдер принес извинения всем пользователям и сообщил об «уточнении истории платежей абонентов». А «М.Б.А. Финансы», оставшись не солоно хлебавши, видимо, решило перейти к другим клиентам, действуя привычными методами работы. А это значит, что завтра каждый из нас может стать «должником» невесть кого. В кризис, как говорится, все средства хороши.
Как заявили «Веку» в Федеральной антимонопольной службе, к сожалению, сейчас коллекторы действительно работают как хотят, пользуясь тем, что большинство россиян просто-напросто не «подкованы» в подобных вопросах. Неслучайно в свое время заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров заявил: «До тех пор, пока у нас население не достигнет достаточной финансовой грамотности, вообще рано говорить о работе коллекторских агентств! Сейчас действия коллекторов слабо регламентированы, что порождает различные злоупотребления».