Эпоха освещения: лампочки на деревьях за миллиард

Эпоха освещения: лампочки на деревьях за миллиард
Фото: http://sadalskij.livejournal.com/
Однажды зимой, после заката, в Москве, на Тверском бульваре, появились два гражданина. Первый из них, маленького роста, в утепленной кепке пирожком, показывал на ветви деревьев. Второй росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. От него веяло профицитным бюджетом и федеральным размахом.

Расследование Родиона Чепеля о том, сколько стоит, кем производится и как на самом деле выглядит новогодняя московская иллюминация Сергей Собянин, мэр Москвы: Добрый день, уважаемые коллеги. В Москве наступил зимний период времени, все меньше дневного света.

Эпоха освещения: лампочки на деревьях за миллиардСмотреть репортаж

И сказал он – да будет свет. И стал свет. На пешеходных зонах и главных магистралях, площадях и памятниках Москвы. На полную иллюминацию столицы ушло почти 20 миллиардов рублей. Не хочется верить, что за эти деньги деревья на бульварах просто обмотали проводами.

Реклама на веке

Иван Корнеев, предприниматель, эксперт по освещению: Сама работа по наматыванию гирлянды на дерево выполнена как наматывание гирлянды на дерево, а не как на создание некоторого декоративного объекта на основе дерева. Тут надо обратить внимание, чтобы по возможности поправили, потому что изолента – это не очень хорошее решение в рамках улицы.

Источник в правительстве рассказал, что к работам по украшению улиц не допускали посторонних: деньги делили три городских департамента – рекламы, культуры и топливно-энергетического хозяйства. При этом деньги на новогоднее оформление, подсветку зданий и дворов и освещение парков в бюджете были, а зимний наряд улиц мэр придумал недавно.

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства: У Сергея Семеновича появилась идея создать особые красоты в парках, скверах. Автор идеи Сергей Семенович, мы только проводники идеи.

Новый проект по украшению улиц отдали курировать непотопляемому заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Экс-первый зам еще Лужкова, раньше он отвечал за главную городскую проблему – зимнее тепло. Но в августе городские котельные перешли в ведение «Газпрома». Ему прочили отставку, но не уволили, а поручили особо важное задание – найти денег на свет.

Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства: Мы их не считаем, взяли, сделали, город деньги на это не затрачивает. Удалось привлечь бизнес – это 80% финансирования. Мы предложили: есть желающие, принимайте участие. Организации, предприниматели любят свой город.

В правительстве не смогли предоставить ни одного документа о том, сколько потрачено на оформление улиц и кто делал этот новый свет.

Иван Корнеев, предприниматель, эксперт по освещению: Новаторство было бы, если бы они использовали каким-то другим способом, альтернативным, то есть использовали полноценно дизайн-концепт проекта, когда на дерево не наматывается гирлянда, а дерево становится светящейся конструкцией. Когда подсвечены кроны деревьев, снизу одним цветом динамическим, когда сами ветки являются носителями этих осветительных приборов, и появляются волшебные светящиеся деревья.

Известно, что каждое дерево потребляет мощность в 60 Вт, а один светодиод – 0,06 Вт. Выходит, что на каждом дереве – по 1000 диодов. Один метр такой гирлянды стоит в среднем 100 рублей. Всего на украшение деревьев Москва потратила 6,5 тысяч километров светодиодных гирлянд. Это, по грубым подсчётам, 650 миллионов рублей – на эти деньги можно было бы построить в Подмосковье завод по производству светодиодов.

Иван Корнеев, предприниматель, эксперт по освещению: Основной поставщик подобных вещей – это китайцы, у нас нет в России ни одного завода, который делает гирлянды.

Город всегда украшали по команде. Задолго до того, как в Китае стали штамповать дешевые светодиоды, улицы украшали тканями – в основном красного цвета, с жёлтыми серпом и молотом.

Владимир Черников, руководитель департамента средств массовой информации и рекламы Москвы: Мы всегда отвечали за праздничное оформление. Еще с 1923-го года, когда еще Мосгорреклама, перетяжки-лозунги-флаги. это считалось праздничным оформлением.

Мосгорреклама во всю монетизировала свою монополию – добилась даже того, что с 2003 город не брал с компании аренду. А в 2005 ее поглотила News Outdoor австралийского медиамагната Руперта Мердока. Российским отделением корпорации тогда руководил нынешний депутат-патриот Сергей Железняк.

Владимир Черников, руководитель департамента средств массовой информации и рекламы Москвы: Она была одна, принадлежит «Рус-Аутдору», именно ей принадлежат все перетяжки в городе. Именно поэтому в основе лежало тканевое оформление, это было годами, десятилетиями. мы это поменяли.

Перетяжки запретили, компанию выкупили у Мердока и переименовали в «Рус-Аутдор», а Железняк ушел в Госдуму бороться за нравственность. Вместе с эпохой сменилась и концепция – теперь для украшения используют не ткань, а свет.

Игорь Князев, предприниматель: Раньше были уличные фонари, за которыми не было видно зданий вообще. Венчающая часть здания образует форму золотого света, и если посмотреть на перспективу зданий, то это угадывается.

Игорь Князев – директор одной из четырех компаний, которые занимаются подсветкой зданий. К выборам мэра они закончили оформление садового кольца, которое превратили в золотое. И в буквальном, и в переносном смысле.

Игорь Князев, предприниматель: Дом может стоить и 300 тыс., может и 3 млн. Дома размером с МИД, или с гостиницу Украина могут стоить 40-50 млн, арбатские книжки могут стоить и 100 млн. Количество источников света прямо пропорционально стоимости.

Георгий Боос, политик, предприниматель: В 1993-м году не было открытых конкурсов, не было такого жесткого бюджетирования. Мы в 95-м, 94-м году начали освещать подъезды домов, тоннели, пешеходные переходы и так далее. Сейчас если говорить о госзаказе, это и стадионы, и новые объекты, в том числе олимпийские, это и порты, и железная дорога. Но у нас и база большая, у нас 5 заводов, НИИ, несколько строительно-монтажных компаний.

Первым рынок освещения захватил будущий министр по налогам и сборам и губернатор Калининградской области Георгий Боос. В 1989 он собрал бригаду, которая монтировала освещение под ключ, а в 1995 обороты его предприятия позволили ему перед выборами в Думу подарить по лампочке каждому избирателю в округе. Боос хорошо знает, как лампочки могут вывести в большой свет. Успешно выполняя городской заказ от мэра Лужкова, Георгий Валентинович сделал карьеру федерального политика.

Георгий Боос, политик, предприниматель: Это рынок вообще особенный, он даже всегда шел не по линии деп.энергетики или тогда инженерного обеспечения. Этот рынок носит сезонный характер, к сожалению власть спохватывается в последний момент, я сам работал губернатором, и чиновники начинали действовать в последний момент, несмотря на то, что я им говорил задолго до.

Господряды на уличный свет раздает тот, кто светит – департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы. За год работы 33-летний Павел Ливинский потратил на подсветку домов и дворов 17 миллиардов рублей. Загадкой остается только сезонная подсветка – светодиодные деревья и арки на бульварах и в переулках.

Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы:

Некие меценатствующие бизнесмены приняли участие в финансировании всего проекта, правильно? – Да, внебюджетное финансирование. – А можно раскрыть какие-то цифры? – Затрудняюсь ответить, сколько всего, пока сводной нет, каждый делал свой кусок.

Главным художником проекта себя называет Мария Черняк. На сайте своей компании «Эдлайн» она пишет, что 12 лет работает с правительством Москвы, называет себя главным оформителем мэрии, а свой новый проект – освещением, которое сможет компенсировать прохожим недостаток света зимой.

Мария Черняк: Ведь уровень солнечной инсоляции падает в 7-8 раз, а зимой длительность светового дня в два раза падает. – Но это же не светит. – Они и не должны, для этого существует функциональное освещение.

При этом для оформления конструкций Черняк использованы светодиодные ленты и гирлянды, стоимость которых сильно разнится – от 10 до 200 рублей за метр. Это значит, что закупочные цены могут быть завышены в 20 раз. Украшения от Черняк вдали от парадного Тверского бульвара с наступлением темноты делают деревья похожими на кривые ноги чудовищ. В правительстве упорно отрицают, что Черняк имеет к ним отношение.

Павел Ливинский, руководитель департамента топливно-энергетического хозяйства Москвы:

Компания «Эдлайн», Мария Черняк, которая являлась генеральным оформителем Москвы, она являлась разработчиком концепции освещения – это разрабатывалось департаментом, никого ни на конкурсной, ни на бесконкурсной основе не привлекали.

Пока мы наблюдаем за монтажом этих незамысловатых конструкций, оказывается, что монтажники работают на «Эдлайн» – фирму Марии Черняк. Госзакупки подтверждают, что «Эдлайн» выиграл тендер на монтаж у Департамента энергетики. Получается, проектировала и монтировала подсветку компания «Эдлайн», которая уже 12 лет работает с мэрией. 200 млн рублей им оплатили из госбюджета, остальное профинансировали московские предприятия – от Москоллектора до Моссвета.

Если контракт на 200 млн – это только пятая часть, значит весь свет стоил около одного миллиарда рублей. Один миллиард рублей, освоенный старыми знакомыми без открытых конкурсов и отчетности на глазах у всей освещенной Москвы.

*
Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Орденоносное семейство Тимченко Гармония обстановки