Страны европейского сообщества в минувшем году ощутимо нарастили внешние поставки подешевевшего газа. Они выросли на 8% и достигли 422,6 млрд кубометров, а основными импортерами выступили Россия, Алжир и Норвегия. Среди поставщиков голубого топлива первое место сохранила Россия, доля которой выросла на 0,8% и составила 47,5%, отмечает «КоммерсантЪ». При этом «Газпром» увеличил импорт на 1,7%, до 180 млрд кубометров. Дабы обеспечить стабильно высокие поставки в западноевропейские государства, компания шла на снижение цены. В то же время, поскольку импорт «Газпрома» вырос меньше, нежели поставки газа в ЕС в целом, доля гиганта уменьшилась на 2,5% и составила 42,5%.
Зато стремительно росли объемы сжиженного природного газа, которым европейских потребителей обеспечивают проекты НОВАТЭКа. Поставки в рамках проектов «Ямал СПГ» и «Криогаз-Высоцк» выросли более чем втрое и достигли 20,8 млрд кубометров. Государства ЕС потребили 85% топлива проекта «Ямал СПГ». Другие импортеры голубого топлива демонстрировали не столь оптимистичную динамику. Падение объема поставок норвежского трубопроводного и сжиженного газа составило 6,3%, после чего показатель импорта упал до 119,2 млрд кубометров. Поставки алжирского газа упали на 25% и составили 32,5 млрд кубометров.
При этом страны Евросоюза потребили рекордный объем сжиженного природного газа – относительно 2018 года он увеличился на 87% и составил 106 млрд кубометров. В этом сегменте импорта лидирует Катар, который увеличил поставки сразу на 48%, после чего они составили 29,5 млрд кубометров. Вторую строчку в рейтинге импортеров СПГ удерживает Россия, третью – США, которые нарастили поставки в 5 раз, до 17,5 млрд кубометров. Переориентация американских производителей на европейский рынок произошла в условиях удешевления СПГ в странах Азии.
Опрошенные изданием эксперты полагают, в нынешнем году усилится конкурентная борьба между поставщиками сжиженного и трубопроводного газа. Аналитики QIES уточняют, спрос на СПГ в странах ЕС в ближайшие годы вырастет на 80 млрд кубометров. Ресурсы для наращивания поставок у существующих приемных терминалов имеются – в прошлом году они были загружены всего на 48%.