18+
  1. В СОКе раздался плач Ярославны

В СОКе раздался плач Ярославны

Представители самарской группы СОК объяснили, как довели удмуртское предприятие «ИжАвто» до предбанкротного состояния, обвинив во всем менеджеров «АвтоВАЗа», которые отказались покупать завод.

Во вторник в газете «Труд» был опубликован материал под заголовком «ИжАвто»: кто играет против?», в котором представители группы СОК (до середины апреля контролировали 75% акций «ИжАвто») назвали виновных, по их мнению, в развале удмуртского автогиганта.

Материал в «Труде» больше похож на плач Ярославны в исполнении менеджеров самарской группы. Сначала они подробно расписывают историю восстановления удмуртского предприятия из руин. Но потом злые менеджеры с «АвтоВАЗа» фактически кинули наивных СОКовцев, пообещав сначала купить «ИжАвто», а потом – отказались. Такая непоследовательность и обанкротила завод.

Чтобы понять, так ли это на самом деле, вспомним недалекую историю. Группа СОК начала восстановление «ИжАвто» в 2002 году и уже через несколько лет, вложив в завод «значительные средства», вывела «ИжАвто» в один «из самых перспективных активов российского автопрома». Судя по всему, средства были заемные. Иначе как объяснить тот факт, что сейчас на «ИжАвто» висит облигационный заем на 2 млрд. рублей, а общая кредитная нагрузка предприятия составляет 12 млрд. рублей?

Но, к долгам мы еще вернемся. А пока – история восстановления завода. Получив контроль над «ИжАвто», менеджеры СОКа сначала начали рекламную кампанию автомобилей «Ода» (Иж-2126). Помните шумную рекламу «Оды» и ее модификации «Фабула» - оцинкованный кузов и все такое? 50 тысяч россиян, поверивших рекламе, тоже помнят, наверно, до сих пор. Так как, распродав машины, СОКовцы не только прекратили их выпуск, но и остановили производство запчастей к ним, оставив тысячи владельцев «Ижей» без необходимых деталей.

Вместо «Оды» «ИжАвто» начинает выпуск KIA Spectra. Затем к этой модели добавилась KIA Rio. А уже в 2006 году предприятие и вовсе задумывается над выпуском собственного нового автомобиля. На завод приезжает Герман Греф, который был в то время министром экономического развития и торговли. После экскурсии по предприятию, с Германом Оскаровичем поделились планами по выпуску собственной новой модели. Только вот беда – чтобы начать производство не хватает $1,5 млрд. Может правительство поможет? Правительство не помогло. Греф предложил поискать другого инвестора на проект или провести IPO.

Но на заводе решили, что заработают деньги самостоятельно. Для этого добавят к линейке внедорожник KIA Sorento, а потом и KIA Ceed. В 2007 году СОК представил план развития «ИжАвто» до 2011 года, предусматривающий инвестирование в развитие предприятия $50 млн.. Для реализации новых инвестиционных программ, а также для рефинансирования текущего кредитного портфеля «ИжАвто» провел размещение облигационного займа на 2 млрд. рублей.

Уже в 2008 году менеджмент СОКа вдруг решает избавиться от «ИжАвто». Зачем? Ведь если предприятие наращивает мощности, планирует выпуск новых моделей, то какой смысл его продавать?

Может быть, менеджеры все-таки рассчитывали на полутора миллиардную помощь от государства? Или, может быть, пришло время гасить кредиты? А тут государство отказало в выделении полутора миллиардов долларов.

По данным «Коммерсанта», сейчас кредитная нагрузка завода близка к 12 млрд. рублей, из которых 8 млрд. рублей приходится на кредит Сбербанка. Еще у «ИжАвто» есть тот самый облигационный заем на 2 млрд. рублей, техдефолт по которому был допущен еще в декабре. Но тогда группа СОК убедила держателей облигаций перенести дату их погашения на конец августа, пообещав, что состоится сделка с «АвтоВАЗом».

Причину, по которой было принято решение продать завод, СОКовцы в материале в «Труде» уместили в одно предложение: «Следующим этапом развития «ИжАвто» должно было стать стратегическое партнерство с «АвтоВАЗом». Ранее же источники «Коммерсанта» в группе СОК выдвигали другую версию - в условиях падения авторынка и девальвации рубля «ей (группе СОК) стало неинтересно заниматься автосборкой». Вот это уже больше похоже на правду. Ведь одно дело работать в условиях дешевых денег и доступных кредитов, и совсем другое – управлять предприятием в кризис, когда надо не только развивать производство, но и выплачивать долги.

Надо сказать, что «АвтоВАЗ» ранее намеревался купить удмуртское предприятие. Началась подготовка к продаже. Как утверждают СОКовцы, в рамках переговоров «АвтоВАЗ» однозначно дал понять, что не заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с KIA Motors. По этой причине группа СОК начала процесс сворачивания отношений с корейской стороной. В июле 2008 года СОК отказалась от подписания протокола с KIA Motors по сборке на «ИжАвто» KIA Serato. Затем СОК отказался от функций дистрибьютора KIA Motors в России с последующей продажей своей дистрибьюторской компании SOKIA.

Менеджмент СОКа так подготовил завод к продаже «АвтоВАЗу», что тольяттинцы в итоге были вынуждены отказаться от покупки. Почему – объяснил заместитель главы госкорпорации «Ростехнологии» (контролирует «АвтоВАЗ») Игорь Завьялов. «В том состоянии, в котором находится сегодня предприятие («ИжАвто»), а речь идет об огромной неурегулированной задолженности перед банками и выведении оборотных средств на несколько миллиардов рублей, оно нас не интересует», - заявил он «Коммерсанту».

Оставшись без покупателя, управленцы из СОКа сами загнали себя в угол. Контракты с KIA разорваны, а покупателя нет. В этой ситуации они не смогли придумать ничего лучше, чем спихнуть завод менеджменту «ИжАвто» за $200 млн., тем самым еще более увеличив и без того огромную кредитную нагрузку предприятия. Причем, оплату за акции СОК согласился принять не деньгами, а машинами.

«Продав завод, группа СОК тем самым попыталась «абстрагироваться» от обязательств по долгам и возможных претензий со стороны кредиторов к самой группе СОК», - говорит директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.

С такой точкой зрения согласна и главный аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. «Скорее всего, группа просто избавилась от проблемного предприятия, чтобы ограничить претензии кредиторов и обезопасить другие свои активы», - заявила она «Веку».

Сами же менеджеры группы СОК, вместо того, чтобы выводить «ИжАвто» из долговой ямы, в которую завод был загнан из-за их просчетов, решили вывести из кризиса «АвтоВАЗ». Люди, которые оставили «ИжАвто» с долгами в 12 млрд. рублей, настолько уверены в своих антикризисных способностях, что предложили руководству «АвтоВАЗа» сделать тольяттинский гигант прибыльным безо всяких государственных дотаций. Наличие такого плана и то, что он был передан руководству «АвтоВАЗа» и госкорпорации Ростехнологии, подтвердил «Труду» официальный представитель группы СОК Дмитрий Румянцев. К сожалению, детали этого плана пока держатся в секрете.

Судя по всему, теперь разбираться с удмуртским предприятием придется государству. «В настоящее время общая задолженность завода составляет около 12 миллиардов рублей. Самостоятельно «ИжАвто» погасить эти долги вряд ли сможет, так как завод практически прекратил сборку автомобилей Kia, и занимается лишь производством автомобилей Lada. По разным данным, общая загруженность производства составляет от 5% до 7% от максимальной мощности», - добавляет Виктор Хребет.

По мнению эксперта, дальнейшая судьба завода может развиваться по нескольким сценариям – банкротство или продажа новому владельцу, например, «Ростехнологиям» или «АвтоВАЗу». «Так как «ИжАвто» можно отнести к градообразующим предприятиям (численность персонала - более 5 тыс. человек, плюс работники смежных отраслей), вероятность того, что государство даст «ИжАвто» окончательно «сгинуть», невысока. Это может привести к социальной напряженности в регионе», - уверен он.

О том, что «ИжАвто» все-таки может достаться «АвтоВАЗу», говорит и Елена Шишкина из компании «АТОН». «Насколько мне известно, сделка по обмену активами еще не закрыта. Переговорный процесс был прерван из-за кризиса. «АвтоВАЗ» приостановил поглощение «ИжАвто», объяснив проблемы в реализации сделки нахождением контрольного пакета приобретаемой компании в банковском залоге. Однако после получения господдержки автоконцерн планирует возобновить переговоры», - говорит она.

С ней согласна и Марина Иркли. «Не исключено, что к вопросу о судьбе «ИжАвто» может вернуться «АвтоВАЗ», которому необходимы дополнительные мощности для сборки совместных с Renault моделей автомобилей», - считает аналитик. По ее мнению, передача контрольного пакета акций государству в лице корпорации «Ростехнологии» могла бы способствовать «ИжАвто» в получении господдержки.

Впрочем, говорит Марина Иркли, если такая сделка произойдет, то, скорее всего, «ИжАвто» достанется «Ростехнологиям» за чисто символическую сумму плюс долги. «Однако вряд ли это произойдет в этом году, так как на данный момент приобретение «ИжАвто» означает лишь увеличение долговой нагрузки покупателя. Но вот когда рынок возобновит свой рост, а «АвтоВАЗ» обнародует новый модельный ряд, к этому вопросу вполне можно будет вернуться», - считает аналитик.